Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Какие горизонты открывает новое совместное предприятие для морской логистики Казахстана - SK News.
Еще в начале текущего года в рамках визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между АО НК «КазМунайГаз» и Abu Dhabi Ports Group. В результате дочерние организации сторон ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» и International Maritime Investments Ltd создали совместное предприятие на базе международного финансового центра «Астана» для оказания морских услуг для нефтегазовых проектов, а также транспортировки всех видов грузов в Каспийском и Открытых морях. Cовместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions (CIMS) не только сможет развивать альтернативные маршруты экспорта казахстанских углеводородов и грузов, но и морскую логистику нашей страны.
В прошлом году Глава государства дал поручение по развитию альтернативных маршрутов транспортировки нефти. После этого АО «НК «КазМунайГаз» заключил генеральное соглашение на транзит нефти через Каспийское море и трубопровод «Баку – Тбилиси – Джейхан» с Азербайджанской государственной нефтяной компанией SOCAR с ежегодным объемом транзитной нефти в 1,5 миллионов тонн и дальнейшим увеличением до 5 миллионов тонн. В рамках данного соглашения, не менее 50% предоставляемой транзитной нефти должно перевозиться танкерами ТОО «НМСК «Казмортрансфлот».
И вот спустя 8 лет в апреле текущего года танкер «ТК Актау» из порта Актау вышел в первый рейс с тенгизской нефтью на борту по направлению порта Баку. Однако в ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» отмечают, что делают ставку не только на перевозку нефти, но и транспортировку всех видов грузов в Каспийском и Открытых морях.
Для этого, как рассказал корреспонденту SK NEWS директор по развитию бизнеса ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Сакен Сагатулы, компания давно искала крупных и стратегических партнеров, и вскоре таким стала Abu Dhabi Ports Group (ADP). Это портовый, промышленный и логистический оператор ОАЭ, является одной из крупнейших холдинговых компаний региона с широким портфелем крупных предприятий, охватывающих ключевые секторы диверсифицированной экономики региона Абу-Даби. ADP владеет и управляет 10 портами и терминалами (контейнерные, генеральные грузы, Ро-Ро, круизные) в ОАЭ и Гвинее, а также более 550 кв. км промышленных зон, облегчая торговлю и соединяя Абу-Даби со всем миром. Портовый кластер представлен такими портами как Абу-Даби, Зайед, Халифа, Мусаффа, Мухаррак, Сила и др.
- В феврале текущего года в рамках сотрудничества с ADP было создано совместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions (CIMS). Первым проектом CIMS стало приобретение новых нефтеналивных танкеров «Taraz» и «Liwa» дедвейтом 8000 тонн, которые будут задействованы в перевозках казахстанской нефти по Каспийскому морю. Сейчас они находятся в пути из Румынии в Казахстан. По нашим расчетам в порт Актау они прибудут до конца октября текущего года. Эти суда будут задействованы на маршруте Актау-Баку. Здесь стоит отметить, что на данном маршруте у нас уже работают танкеры, и многие нас спрашивали, зачем увеличивать их количество. Но вы же видите, что сейчас происходит - в частности, экономические санкции, наложенные на Россию, заставили многие страны и компании провести переориентацию своих грузов на другие рынки сбыта, в том числе в Европу через так называемый Транскаспийский маршрут, по правлению Актау – Баку - Поти/Батуми - Черное море либо транзитом через Иран в страны Персидского залива, - объясняет Сакен Сагатулы.
Приобретенные два танкера позволят полностью покрыть текущие обязательства казахстанской стороны по перевозке 750 тыс. тонн нефти в год по направлению Актау-Баку. Новые танкеры построены на верфи «Damen Shipyard Galati» нидерландского концерна «Damen». Длина танкеров составляет 140 метров, ширина — 16,7 м, осадка — 4,2 м, скорость — 10 узлов. Они оснащены передовыми системами управления, имеют высокие технические характеристики и современное оборудование, что обеспечивает их надежность и эффективность.
Еще одним перспективным направлением, которым займется CIMS, станет развитие флота для оффшорных проектов в Каспийском море. Сейчас в Каспийском море есть много перспективных нефтегазовых проектов, в том числе, которые реализует АО НК «КазМунайГаз». К примеру, в текущем году начались совместные работы АО НК «КазМунайГаз» и «Лукойл» на проекте Каламкас-море и Хазар, также совместно с ENI есть такие проекты как «Абай» и «Исатай». Для поддержки этих проектов необходимы суда различного типа как на этапе строительства и обустройства, так и во время добычи. И тут пригодится богатый опыт ADP, который является лидером по предоставлению портовой инфраструктуры и обеспечению флотом морских месторождений.
- Помимо этого в Казахстане есть всеми известный проект Кашаган, на котором сейчас особенно ощутили проблему обмеления Каспийского моря. Из-за резкого падения уровня Каспийского моря многие суда, построенные ранее, в скором времени уже невозможно будет использовать. У оператора Кашагана NCOC сейчас разрабатывается концепция – программа инвестирования в строительство мелкосидящих судов с осадкой до 1,5 метров, которые могут работать в новых условиях. В данном случае оператрору понадобятся буксиры, баржи, различные плавучие гостиницы и другие суда с малой осадкой. И это тоже очень важное и выгодное направление для нашего совместного предприятия, в котором мы заинтересованы, - отмечает Сакен Сагатулы.
Кроме этого, одним из не менее важных направлений компании станет развитие береговой инфраструктуры. Это строительство нефтяных терминалов в порту Курык либо вблизи него. Также, как мы знаем, в настоящее время ADP ведет активные переговоры с другими казахстанскими компаниями, чьи производственные площадки расположены в районе Курыка. В частности, речь идет об инвестициях ADP в зерновые и контейнерные терминалы. Это еще одно направление, которым планирует заняться CIMS – строительство сухогрузов, в частности зерновозов, паромов и судов для контейнерных перевозок, для перевозки грузов, переваливаемых с данных терминалов.
К слову, когда речь идет об увеличении казахстанского флота, то тут встает вопрос о развитии собственного производства по строительству различных судов. В настоящее время ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» прорабатывает вопрос о строительстве локальных верфей на территории Казахстана. В этом году представители ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» съездили в Корею и посетили частную корейскую компанию по судостроительству «Mastek», которой предложили построить завод в Казахстане на базе уже действующих производств в Мангистауской области. Это сборочно-производственное предприятие с широким спектром услуг Caspian Offshore and Marine Construction LLP (COMC), которое занимается строительством, поставкой плавучих модулей и конструкций, мобильных и стационарных платформ, производственных модулей и специализированных судов, барж и плавсредств. И компания «Ерсай», которая располагает большими площадями для сборки морских сооружений. Эти две компании способны перевооружить свои существующие производства в судоверфь.
– Мы уже познакомили корейскую компанию с нашими местными заводами. Они сейчас прорабатывают все нюансы с руководством этих компаний, в том числе на каких условиях будет вестись строительство судоверфи. Здесь важно отметить, что строительство такого масштабного судостроительного завода будет иметь мультипликативный эффект, поэтому в реализации этого проекта заинтересовано и наше министерство транспорта. К ним уже обращались другие инвесторы из Турции и Германии. Этот вопрос еще открыт, но работа в данном направлении ведется в высоком темпе, отмечает Сакен Сагатулы.
Тем временем, если CIMS осуществит все амбициозные планы на будущее, то компания станет морским логистическим игроком уже глобального масштаба.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ,
Фото ТОО «НМСК «Казмортрансфлот», Актау