Главная Новости Четверть века назад был создан Каспийский Трубопроводный Консорциум
27 апреля 2021, 09:11 2550 Алексей Банцикин

Четверть века назад был создан Каспийский Трубопроводный Консорциум

Четверть века назад был создан Каспийский Трубопроводный Консорциум

Каспийский Трубопроводный Консорциум в нынешнем году отмечает 25-летие. В этом году трубопровод КТК готов к транспортировке 67,5 миллиона тонн нефти, сообщил «Российской газете» генеральный директор АО «КТК-Р» Николай Горбань

Каспийский Трубопроводный Консорциум - международная компания, занимающаяся транспортировкой нефти, добываемой на казахстанских и российских месторождениях Каспийского бассейна.

Построенный в начале 2000 годов, трубопровод длиной 1511 километров берет начало на месторождении Тенгиз, проходит по Атырауской области Республики Казахстан, далее по четырем регионам Российской Федерации - Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Нефтепровод ведет на берег Черного моря, где на Морском терминале под Новороссийском нефть отгружается на танкеры и экспортируется во многие страны мира. Перекачку нефти по трубопроводу осуществляют 15 нефтеперекачивающих станций (НПС).

 «На сегодня у компании более 10 грузоотправителей. Это компании «Тенгизшевройл», «Эксон Мобил», «Шелл», «ЛУКОЙЛ» и другие. Часть из них «подключена» к нашей трубопроводной системе на различных станциях маршрута. Первая станция по маршруту трубопровода называется «Тенгиз», она принимает нефть одноименного месторождения. На НПС «Атырау» мы принимаем нефть Кашаганского и Карачаганакского месторождений. На НПС «Комсомольская» в трубопроводную систему КТК поступает нефть с месторождения имени Филановского. НПС «Кропоткинская» также принимает углеводородное сырье российских месторождений. Все станции, где осуществляется прием нефти, оснащены резервуарными парками для ее хранения. Самый большой наш резервуарный парк объемом миллион тонн расположен на территории Морского терминала», - пояснил Н.Горбань корреспонденту издания.

В этом году КТК отмечает 25 лет со дня подписания Договора акционеров. Это документ, датированный 6 декабря 1996 года, сформировал компанию в ее современном виде. Также в 2021 году исполняется 20 лет с начала заполнения трубопроводной системы КТК нефтью месторождения Тенгиз, и 20 лет с момента загрузки первого танкера на Морском терминале КТК в Новороссийске.

Сорт нефти, транспортируемой по трубопроводной системе, называется «Смесь КТК», он же CPC Blend. Это низкосернистая легкая нефть плотностью 46,2-46,7 градуса API, с массовой долей серы 0,54-0,56 процента.

«Состав нефти, входящей в корзину смеси, в последние несколько лет достаточно постоянен. Наша нефть пользуется спросом во многих странах мира», - подчеркнул гендиректор компании.

На первоочередную проектную мощность - 28,2 миллиона тонн нефти в год - Консорциум вышел в середине 2004 года. В декабре 2009 года стартовал Проект расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК. Он был успешно завершен в 2018 году, и сегодня пропускная способность нефтепровода составляет 67 миллионов тонн нефти в год.

В мае 2019 года КТК начал реализацию Программы устранения узких мест (ПУУМ). По ее завершению в 2023 году пропускная способность нефтепровода КТК будет увеличена до 80 миллионов тонн нефти в год.

В рамках Проекта расширения были построены и введены в эксплуатацию на маршруте новые НПС, что позволило повысить объем прокачки. Также было увеличено количество выносных причальных устройств (ВПУ), с которых производится отгрузка нефти на танкеры. В рамках ПУУМ модернизируется трубопроводная система внедрением частотно-регулируемых приводов для перекачивающей техники и рядом других решений. К примеру, создание на Морском терминале нового узла коммерческого учета нефти (СИКН) даст возможность загружать танкеры одновременно с трех ВПУ.

Политика компании в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды относит к приоритетным задачам снижение воздействия на природу при работе производственных объектов. Такой подход внедрялся на этапе проектирования, был реализован в ходе строительства и продолжает действовать в ходе эксплуатации нефтепроводной системы. Соблюдать высокие стандарты в области экологии помогают рациональное потребление природных ресурсов, использование самых передовых технологий, квалифицированный менеджмент производственной деятельности и ответственное отношение каждого члена нашего большого коллектива.

На объектах КТК установлены резервуары для хранения нефти с плавающими крышами, что снижает выбросы паровой фракции углеводородов на 90 процентов. Для контроля герметичности резервуаров и линейной части нефтепровода используется современная автоматическая система SСADA, в доли секунды реагирующая на любые изменения в работе нефтеперекачивающего оборудования. Для проверки готовности техники и персонала к аварийным ситуациям на всех объектах регулярно проводятся полевые учения.

Все элементы инфраструктуры КТК регулярно проходят производственно-экологический контроль (ПЭК) на соответствие состава воздуха и воды законодательным нормативам. Данные ПЭК предоставляются в Минприроды России, Роспотребнадзор и находятся в открытом доступе на веб-сайте компании. Следует отметить, что за время работы КТК экологические нормативы ни разу нарушены не были.

Помимо оптимизации производственной деятельности компания также реализует ряд программ по сохранению и увеличению биоразнообразия в регионах присутствия. В Казахстане и Калмыкии Консорциум заботится о «краснокнижной» популяции сайгаков. Программа «Сохраним природу родного края» предусматривает не только заботу о флоре и фауне, но также ставит просветительские цели, вовлекая в экопроекты подрастающее поколение.

В «коронавирусном» объемы прокачки 2020 году предсказуемо сократились у всех подобных предприятий. У КТК снижение было не очень большим - около 7 процентов, а основной причиной стали ограничения ОПЕК+, в связи с которыми грузоотправители сокращали добычу. Известно, что спрос на нефть снизился во всем мире по объективным причинам: стало значительно меньше транспортных перевозок. Но простоев у КТК не было, трубопровод останавливался только для планового обслуживания.

В каждой республике, области, крае, работа объектов Консорциума строилась в соответствии с реальной статистикой заболеваемости и соответствующими требованиями, установленными властью и медициной. НПС в зависимости от ситуации переходили со сменного режима на вахтовый, персонал выводился на удаленную работу, в организованном порядке принимались обсервационные меры, производилось обследование и вакцинация. Комплекс своевременно принятых мер позволил работать и безостановочно, и безопасно.

В этом году в КТК готовы к транспортировке в объеме максимальной пропускной способности нефтепровода: 67,5 миллиона тонн.

«Наполнение «трубы» в таком объеме зависит от наших грузоотправителей. Одновременно начинается строительная фаза ПУУМ: подрядные организации в марте приступили к работе на НПС и Морском терминале КТК» - указал Н.Горбань.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: