Главная Новости Достык – Мойынты: проект государственной важности
05 июня 2023, 13:44 4298

Достык – Мойынты: проект государственной важности

Достык – Мойынты: проект государственной важности

Строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты включено в Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны», так как транспортно-логистическая отрасль активно развивается, а реализация транзитного потенциала Казахстана стала одной из приоритетных задач. Достаточно сказать, что совокупный эффект от реализации проекта позволит увеличить поступления в бюджет на 4,1 триллиона тенге в течение 20 лет.

В приоритете транзит

Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил обеспечить бесперебойный экспорт отечественной продукции и увеличить транзитный потенциал страны. В 2022 году грузооборот АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» вырос до 252 миллиардов тонно-километров. Это исторический максимум за годы независимости страны. В целом за последние пять лет объем транзитных контейнерных перевозок вырос более чем в четыре раза.

Для увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и исключения узких мест было принято решение о реализации крупных инфраструктурных проектов: строительство железнодорожных линий Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Дарбаза – Мактаарал, обводной вокруг Алматы и других.

Например, строительство второй линии Достык – Мойынты протяженностью 836 километров позволит увеличить пропускную способность участка в пять раз – с 12 пар грузовых поездов до 60 пар в сутки. Соответственно, положительно решится вопрос перевозок грузов казахстанских экспортеров в этом направлении, а также увеличится скорость движения поездов до 1500 километров в сутки.

От слов к делу

17 ноября 2022 года на станции Балхаш был дан старт проекту «Строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты». Для организации строительных работ созданы три управленческих центра – станции Балхаш, Жаксыбулак, город Ушарал. Сформированы восемь производственных баз на станциях Жарык, Сарыкум, Орта-Дересин, Шолкызыл, Жаксыбулак, Актогай, Уштобе, Сайкан (Бесколь).

По словам технического инспектора филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция по реализации крупных проектов» Талгата Карсакбаева, в настоящее время производится отсыпка земляного полотна на 12 участках: Мойынты – Буйрек, Буйрек – Сарыкум, Сарыкум –  Кокдомбак, Кокдомбак – Балхаш-1, Акжайдак – Ащыозек, Ащыозек – Тагынкара, Тагынкара – Саяк, разъезд №5 – Сайкан, Жайпак – Акши, Акши – Коктума, Коктума – разъезд №16, Саяк – разъезд №1.

Генеральным подрядчиком строительства вторых путей Достык – Мойынты является ТОО «Integra Construction KZ», но на каждом участке определенный фронт работ выполняют субподрядчики.

– Мы следим за качеством работы и соблюдением технических параметров. На сегодня на 12 перегонах отсыпано в насыпь 385 888 кубометров грунта, разработано в выемке 8269 кубометров грунта, – говорит Талгат Карсакбаев.

При строительстве намеренно снимается 20 сантиметров плодородной почвы. После завершения проекта этот грунт рассыпают, чтобы рядом с дорогой росла трава.

На сегодня генеральным подрядчиком ТОО «Integra Construction KZ» произведен отвод на 24 грунтовых карьера, разработаны 18 карьеров.

На строительстве задействованы 359 единиц спецтехники и 500 работников. Для возведения земляного полотна и укладки рельсошпальной решетки планируется дополнительно привлечь восемь укладочных поездов и 12 хоппер-дозаторных вертушек.

– Общая протяженность дороги составляет 966,5 километра: это 836,1 километра магистральных дорог и 130,4 километра станционных дорог. В рамках этого проекта будут модернизированы 33 раздельных пункта и построены 396 искусственных сооружений, – рассказывает Талгат Карсакбаев.

На станциях Орта – Дересин, Сарыкум и Актогай ТОО «Integra Construction KZ» построены временные звеносборочные базы. На сегодня собрано около 100 километров рельсошпальной решетки из запланированных на этот год 550.

Работа кипит. Прибывают вагоны с железобетонными шпалами. Это продукция Темиртауского и Алматинского заводов. С Актюбинского рельсобалочного завода поступают 25-метровые рельсы. Привлечена необходимая техника.

Выполнены работы по переустройству СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки) и оборудования связи на семи участках: Мойынты – Буйрек, Буйрек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Кокдомбак – Балхаш-1, Акжайдак – Ащыозек, Ащыозек – Тагынкара, Тагынкара – Саяк, а на строительство энергетических объектов заключен договор с субподрядчиком ТОО «Проект НС». Это предприятие выполнит ремонт ВЛ-10 кВ АБ на участках Мойынты – Бурек, Бурек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Тагынкара – Саяк, а также произведет перемонтаж ВЛ в зоне строительства на участке Мойинты – Балхаш-1.

На строительные базы на станциях Сарыкум и Орта-Дересин доставлены изоляторы, провода, тросы, муфты, 770 штук железобетонных опор СВ-105-5, СВ-101-18,7 и другие необходимые материалы. Выполнены работы по установке 47 опор на перегоне Балхаш-2 – Орта-Дересин, 59 опор установили на перегоне Сарыкум – Кокдомбак, произведена прокладка кабеля.

Генеральный подрядчик для строительства искусственных сооружений (мосты, путепроводы) на участках Мойынты – Буйрек, Буйрек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Кокдомбак – Балхаш-1, Ащеозек – Тагынкара, Тагынкара – Саяк заключил контракты с АО «АЗМК» и ТОО «ЛСИ-МК» на производство железобетонных конструкций и изделий. В настоящее время на перегон Сарыкум – Кокдомбак произведена поставка железобетонных изделий на три водопропускные трубы и на два железнодорожных моста, проводятся работы по разработке котлованов, подготовке основания, армированию узлов стыков, разбору существующего укрепление моста. 

Стоит отметить, что при реализации проекта предпочтение отдается отечественным производителям. Более 80% используемых материалов произведены в Казахстане.

Ожидаемый эффект

После сдачи линии в эксплуатацию постоянными рабочими местами на железной дороге будут обеспечены 500 человек, в процессе строительства планируется привлечь около 3700 человек. Совокупный эффект от реализации проекта позволит дополнительно увеличить поступления в бюджет более чем на четыре триллиона тенге в течение 20 лет.

Но самое главное, этот проект, исходя из расчетного объема перевозок, увеличит пропускную и перерабатывающую способность участка Достык – Мойынты, Достык – Алашанькоу и станции Достык, а также маршрутную скорость контейнерных поездов до 1500 км в сутки и, соответственно, пропускную способность основного транзитного коридора Китай – Европа по территории Казахстана.

Дина МУЗДУБАЕВА

Фото: Александр ЖАБЧУК


 
Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: