Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты включено в Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны», так как транспортно-логистическая отрасль активно развивается, а реализация транзитного потенциала Казахстана стала одной из приоритетных задач. Достаточно сказать, что совокупный эффект от реализации проекта позволит увеличить поступления в бюджет на 4,1 триллиона тенге в течение 20 лет.
В приоритете – транзит
Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил обеспечить бесперебойный экспорт отечественной продукции и увеличить транзитный потенциал страны. В 2022 году грузооборот АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» вырос до 252 миллиардов тонно-километров. Это исторический максимум за годы независимости страны. В целом за последние пять лет объем транзитных контейнерных перевозок вырос более чем в четыре раза.
Для увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и исключения узких мест было принято решение о реализации крупных инфраструктурных проектов: строительство железнодорожных линий Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Дарбаза – Мактаарал, обводной вокруг Алматы и других.
Например, строительство второй линии Достык – Мойынты протяженностью 836 километров позволит увеличить пропускную способность участка в пять раз – с 12 пар грузовых поездов до 60 пар в сутки. Соответственно, положительно решится вопрос перевозок грузов казахстанских экспортеров в этом направлении, а также увеличится скорость движения поездов до 1500 километров в сутки.
От слов к делу
17 ноября 2022 года на станции Балхаш был дан старт проекту «Строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты». Для организации строительных работ созданы три управленческих центра – станции Балхаш, Жаксыбулак, город Ушарал. Сформированы восемь производственных баз на станциях Жарык, Сарыкум, Орта-Дересин, Шолкызыл, Жаксыбулак, Актогай, Уштобе, Сайкан (Бесколь).
По словам технического инспектора филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция по реализации крупных проектов» Талгата Карсакбаева, в настоящее время производится отсыпка земляного полотна на 12 участках: Мойынты – Буйрек, Буйрек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Кокдомбак – Балхаш-1, Акжайдак – Ащыозек, Ащыозек – Тагынкара, Тагынкара – Саяк, разъезд №5 – Сайкан, Жайпак – Акши, Акши – Коктума, Коктума – разъезд №16, Саяк – разъезд №1.
Генеральным подрядчиком строительства вторых путей Достык – Мойынты является ТОО «Integra Construction KZ», но на каждом участке определенный фронт работ выполняют субподрядчики.
– Мы следим за качеством работы и соблюдением технических параметров. На сегодня на 12 перегонах отсыпано в насыпь 385 888 кубометров грунта, разработано в выемке 8269 кубометров грунта, – говорит Талгат Карсакбаев.
При строительстве намеренно снимается 20 сантиметров плодородной почвы. После завершения проекта этот грунт рассыпают, чтобы рядом с дорогой росла трава.
На сегодня генеральным подрядчиком ТОО «Integra Construction KZ» произведен отвод на 24 грунтовых карьера, разработаны 18 карьеров.
На строительстве задействованы 359 единиц спецтехники и 500 работников. Для возведения земляного полотна и укладки рельсошпальной решетки планируется дополнительно привлечь восемь укладочных поездов и 12 хоппер-дозаторных вертушек.
– Общая протяженность дороги составляет 966,5 километра: это 836,1 километра магистральных дорог и 130,4 километра станционных дорог. В рамках этого проекта будут модернизированы 33 раздельных пункта и построены 396 искусственных сооружений, – рассказывает Талгат Карсакбаев.
На станциях Орта – Дересин, Сарыкум и Актогай ТОО «Integra Construction KZ» построены временные звеносборочные базы. На сегодня собрано около 100 километров рельсошпальной решетки из запланированных на этот год 550.
Работа кипит. Прибывают вагоны с железобетонными шпалами. Это продукция Темиртауского и Алматинского заводов. С Актюбинского рельсобалочного завода поступают 25-метровые рельсы. Привлечена необходимая техника.
Выполнены работы по переустройству СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки) и оборудования связи на семи участках: Мойынты – Буйрек, Буйрек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Кокдомбак – Балхаш-1, Акжайдак – Ащыозек, Ащыозек – Тагынкара, Тагынкара – Саяк, а на строительство энергетических объектов заключен договор с субподрядчиком ТОО «Проект НС». Это предприятие выполнит ремонт ВЛ-10 кВ АБ на участках Мойынты – Бурек, Бурек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Тагынкара – Саяк, а также произведет перемонтаж ВЛ в зоне строительства на участке Мойинты – Балхаш-1.
На строительные базы на станциях Сарыкум и Орта-Дересин доставлены изоляторы, провода, тросы, муфты, 770 штук железобетонных опор СВ-105-5, СВ-101-18,7 и другие необходимые материалы. Выполнены работы по установке 47 опор на перегоне Балхаш-2 – Орта-Дересин, 59 опор установили на перегоне Сарыкум – Кокдомбак, произведена прокладка кабеля.
Генеральный подрядчик для строительства искусственных сооружений (мосты, путепроводы) на участках Мойынты – Буйрек, Буйрек – Сарыкум, Сарыкум – Кокдомбак, Кокдомбак – Балхаш-1, Ащеозек – Тагынкара, Тагынкара – Саяк заключил контракты с АО «АЗМК» и ТОО «ЛСИ-МК» на производство железобетонных конструкций и изделий. В настоящее время на перегон Сарыкум – Кокдомбак произведена поставка железобетонных изделий на три водопропускные трубы и на два железнодорожных моста, проводятся работы по разработке котлованов, подготовке основания, армированию узлов стыков, разбору существующего укрепление моста.
Стоит отметить, что при реализации проекта предпочтение отдается отечественным производителям. Более 80% используемых материалов произведены в Казахстане.
Ожидаемый эффект
После сдачи линии в эксплуатацию постоянными рабочими местами на железной дороге будут обеспечены 500 человек, в процессе строительства планируется привлечь около 3700 человек. Совокупный эффект от реализации проекта позволит дополнительно увеличить поступления в бюджет более чем на четыре триллиона тенге в течение 20 лет.
Но самое главное, этот проект, исходя из расчетного объема перевозок, увеличит пропускную и перерабатывающую способность участка Достык – Мойынты, Достык – Алашанькоу и станции Достык, а также маршрутную скорость контейнерных поездов до 1500 км в сутки и, соответственно, пропускную способность основного транзитного коридора Китай – Европа по территории Казахстана.
Дина МУЗДУБАЕВА
Фото: Александр ЖАБЧУК
10
Самрук-Казына: Наурыз – праздник обновления и надежды!
10
ТОО «Богатырь Комир» растит батыров
7
«Теміржол аруы». ҚТЖ үздіктерді анықтады
6
Энергетика Алматы в надежных руках
0
В Жанаозене при поддержке АО «Озенмунайгаз» отреставрировали ДК «Мунайшы»
0
"Мы теперь не домоседы". Фоторепортаж
0
Внимание, вы входите в зону карантина. Какая она – временно нелюдимая столица?
0
Air Astana провела экскурсию для участников программы "Жас Өркен". Подробности из закулисья
16
"Высокое напряжение". Сотрудники "дочек" Самрук-Энерго поучаствовали в Алматинском полумарафоне
4
Табиғи газды арқау еткен автошеру басталды
10
В спартакиаде Казатомпрома победила команда УМЗ
0
Туған елге саяхат!
69
11 декабря 11:49
«Самрук-Қазына» представил планы по новым IPO на AIFC Connect в Абу-Даби