Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Советник министра энергетики Казахстана Шынгыс Ильясов выступил с опровержением информации, размещенной варшавскими корреспондентами Reuters Мареком Стшелецким и Рихамом Алкоса
Reuters утверждает, что «Транснефть» предупредила Казахстан о возможном прекращении экспорта нефти в Германию в июне из-за проблем с оплатой со стороны польского государственного оператора Przedsiębiorstwo Eksploatacji Rurociągów Naftowych Spółka Akcyjna (PERN).
Львиная доля нефтяного экспорта Казахстана - около 1,5 млн баррелей в день (1,5% мировых поставок) - проходит через российские нефтепроводы — северную ветку нефтепровода «Дружба» мощностью 2 млн баррелей в день, управляемого «Транснефтью». Эта ветка проходит в том числе через Беларусь. Транзит казахстанской нефти через Беларусь ведется по договору, заключенному между компанией «КазТрансОйл» и ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» в декабре 2022 года. (Отметим, что в 2023 году Казахстан отправил в Германию по трубопроводу «Дружба» 993 тыс. тонн нефти).
Далее нефть отправляется в Европу по трубопроводной системе PERN.
По информации Reuters, действующий сервисный контракт «Транснефти» с PERN истекает 5 июня. Однако условия нового контракта и сумма, требуемая Россией, пока неизвестна.
«Предупреждение государственного трубопроводного оператора «Транснефти» является напоминанием о хрупкости экспорта Казахстана», - пишут варшавские корреспонденты Reuters.
По словам Шынгыса Ильясова, данная информация не соответствует действительности.
«Данная информация не подтверждается», — заявил официальный представитель Министерства энергетики Шынгыс Ильясов.
Известно, что польское правительство планирует к 2025 году запустить вторую нитку Поморского нефтепровода для транспортировки сырья от нефтяного порта в Гданьске вглубь страны и далее в Западную Европу.
«Этот проект поддерживается специальным законом, принятым в Сейме (нижней палате парламента). При использовании ускоренных процедур, вытекающих из этого закона, можно будет получить эту нитку в 2025 году», — заявил в июле 2019 года на конференции «Сырьевая безопасность Польши — нефть и газ для Польши» представитель правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский.
Строительство второй нитки Поморского нефтепровода осуществляет польская компания — оператор нефтепровода «Дружба» PERN. Стоимость проекта оценивается в 325 млн долларов. Параллельно ведется также создание новых хранилищ, общий объем которых планируется увеличить на 600 тыс. тонн (до 4,1 млн кубометров).
В настоящее время нефтяной порт в Гданьске может принять 36 млн тонн нефти и 4 млн тонн топлива в год. Существующим трубопроводом можно передать в одну сторону 27 млн тонн, а в другую — 30 млн тонн нефти.
Известно, что ранее нефтяные терминалы Гданьска, управляемые дочерней компанией PERN, должны были стать промежуточным пунктом развития экспортного маршрута «Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан», но в силу возросших затрат от этой идеи, продвигаемой польским правительством, отказались.
Источник фото Twitter госсекретаря Польши, правительственного уполномоченного по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры А. Третьяковской
5 августа 2023 года PERN была допущена разгерметизация одной из двух ниток западного участка международного нефтепровода «Дружба», по которому нефть транспортируется в Германию по территории Польши. Аналогичная авария произошла в октябре 2022 года.