Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Более 50 лет назад Экибастузское угольное месторождение пополнилось еще одним объектом – разрезом «Богатырь». Ему предстояло стать одним из самых крупных в Казахстане. Проект вошел в историю не только из-за масштабов выработки, но и технологических решений, которые в те годы стали важными в угольной промышленности.
Разрезу «Богатырь» суждено было не только стать ключевым игроком в добыче твердого топлива, но и своеобразным испытательным полигоном для ввода новой техники. Ее смотрели в деле, вносили предложения по улучшению и изменению в соответствии с условиями работы в регионе. Один из примеров – роторный экскаватор СРс(К)-2000, производства Германии. По результатам встречи немецких инженеров и делегации предприятия, были внесены изменения в его характеристики. Следуя выдержки из книги «Роторная страда», И.П. Федотова, В.В. Каландарашвили они были утверждены еще на стадии договоренности о поставке: «Практически нашей делегации удалось в основном согласовать характеристики двух типов экскаваторов…По-немецки название экскаватора звучит ШРс, это первые буквы слов «Шауфельрадбагер, раупен, зельбстфаренд», которые переводятся на русский: «роторный экскаватор, гусеничный, самоходный. Цифры 470 и 2000 означают емкость ковша рабочего органа в литрах, а буква «К» в скобках имела, на мой взгляд, двоякий смысл: «коле» переводится как уголь, а «кельте» -- как «холод, стужа, мороз». Таким образом, введенная в марку экскаватора буква «К», как первая буква двух немецких слов, характеризует его способность разрабатывать уголь в суровых климатических условиях».
С этого события и началось рождение истории исполины разреза – роторного экскаватора СРс(К)-2000, машин, которые служат верой и правдой на протяжении нескольких десятилетий. В этом году один из них под №1146 отметил 40 лет со дня ввода в эксплуатацию.
Руководить легендой
В 1987 году в разрезе «Богатырь» началась реализация проекта по строительству конвейерно-железнодорожного комплекса (КЖДК) и СРс(К)-2000 № 1146 суждено было стать базовым в его составе. Бригадиром на этом сложном участке в то время был Канлыбай Умбеталиев, который позже возглавил бригаду данной машины. Вот, что он вспоминает:
– Это было тяжелое время. КЖДК запускали очередями: сначала было два экскаватора, потом перегружатель запустили. Все монтировалось без остановки процесса основной работы. При строительстве второго СПУ(самоходная погрузочная машина), чтобы установить башню, нам надо было освободить для него место и первое СПУ перегнать на другую сторону и построить временный конвейер. Мы успели все это сделать за месяц. Опыт на ходу приобретали. Когда запустили второе СПУ, то в смену грузили по 35 тыс. тонн.
Будущий бригадир легендарной машины пришел впервые в разрез в 1979 году монтером пути. Молодого специалиста впечатлила огромная техника, которая поэтапно вводилась в те годы. Поэтому он принял решение, что хочет стать частью команды роторного экскаватора и пошел учиться на годичные курсы. Начал свой трудовой путь в профессии мечты подменным машинистом. В бригаде было правило, что подменный должен уметь работать и на погрузке, и на роторе, и знать электрику. Канлыбай Толетаевич, не только справлялся с обязанностями, но и постоянно повышал квалификацию. Руководство заметило талантливого машиниста и при внедрении нового проекта – КЖДК предложили ему возглавить бригаду. В то время в ее состав входило 130 человек – это участки самоходно-погрузочных машин, первый, второй конвейеры, забойный, соединительный и, конечно СРс(К)-2000 № 1146. Позже он полностью перешел только на роторный экскаватор, где оставался бригадиром до выхода на заслуженный отдых.
– Я всегда говорил молодым коллегам, что 46-ой экскаватор всегда был впереди других, его ставили в пример. И вы должны держать эту марку всегда, – давал наставления команде Канлыбай Умбеталиев.
Два года назад свои полномочия опытный горняк передал Руслану Тукаеву, машинисту экскаватора, который трудится на СРс(К)-2000 № 1146 29 лет.
Перенимая опыт
Впервые Руслан Тукаев познакомился с роторными экскаваторами на производственной практике. Девятнадцатилетнего подростка впечатлили масштабы.
– Наверное около недели я сидел в углу и никуда не ходил, – вспоминает свое состояние в те дни бригадир команды СРс(К)-2000 № 1146, – визуально знакомился, смотрел. Все крутится, все вертится. Потом старшие товарищи научили, показали. А теперь это как дом родной. Можно сказать, что сегодня я знаю машину на 90 %.
На самом деле узнать роторный экскаватор, чья высота сравнима с 9-тиэтажным домом, на 100 % никому не под силу. Машинисты каждый раз открывают для себя что-то новое, поэтому постоянно работают над самосовершенствованием.
– Основные узлы у нас распределены на каждую смену и они отвечают за обслуживание, визуальный осмотр, контроль температуры подшипников, уровень масла на всех приводах, целостность роликов. И закрепленный участок ты, знаешь хорошо, но найдется уголочек, с которым ты не сталкивался, – рассказывает о работе бригадир.
Сейчас искать неисправности стало легче, ведь в 2010 году прошла модернизация. За счет нее экскаватор компьютеризировали и теперь, любую поломку видит машинист ротора и сообщает помощнику. Работа в те годы проводилась большая. Полностью поменяли электроснабжение, электропитание всех приводов. Многое поменялось в механической части – убрали старые редукторы.
Получив новую жизнь роторный экскаватор СРс(К)-2000 № 1146 продолжает и дальше вгрызаться в угольные пласты разреза «Богатырь», загружая тоннами твердое топливо.
Наталья БЕКТЕМИРОВА