Главная Новости Экскаватор-легенда, экскаватор-юбиляр
06 ноября 2023, 09:15 1536

Экскаватор-легенда, экскаватор-юбиляр

Экскаватор-легенда, экскаватор-юбиляр

Более 50 лет назад Экибастузское угольное месторождение пополнилось еще одним объектом – разрезом «Богатырь». Ему предстояло стать одним из самых крупных в Казахстане. Проект вошел в историю не только из-за масштабов выработки, но и технологических решений, которые в те годы стали важными в угольной промышленности.

Разрезу «Богатырь» суждено было не только стать ключевым игроком в добыче твердого топлива, но и своеобразным испытательным полигоном для ввода новой техники. Ее смотрели в деле, вносили предложения по улучшению и изменению в соответствии с условиями работы в регионе. Один из примеров – роторный экскаватор СРс(К)-2000, производства Германии. По результатам встречи немецких инженеров и делегации предприятия, были внесены изменения в его характеристики. Следуя выдержки из книги «Роторная страда», И.П. Федотова, В.В. Каландарашвили они были утверждены еще на стадии договоренности о поставке: «Практически нашей делегации удалось в основном согласовать характеристики двух типов экскаваторов…По-немецки название экскаватора звучит ШРс, это первые буквы слов «Шауфельрадбагер, раупен, зельбстфаренд», которые переводятся на русский: «роторный экскаватор, гусеничный, самоходный. Цифры 470 и 2000 означают емкость ковша рабочего органа в литрах, а буква «К» в скобках имела, на мой взгляд, двоякий смысл: «коле» переводится как уголь, а «кельте» -- как «холод, стужа, мороз». Таким образом, введенная в марку экскаватора буква «К», как первая буква двух немецких слов, характеризует его способность разрабатывать уголь в суровых климатических условиях». 

С этого события и началось рождение истории исполины разреза – роторного экскаватора СРс(К)-2000, машин, которые служат верой и правдой на протяжении нескольких десятилетий. В этом году один из них под №1146 отметил 40 лет со дня ввода в эксплуатацию.

Руководить легендой

В 1987 году в разрезе «Богатырь» началась реализация проекта по строительству конвейерно-железнодорожного комплекса (КЖДК) и СРс(К)-2000 № 1146 суждено было стать базовым в его составе. Бригадиром на этом сложном участке в то время был Канлыбай Умбеталиев, который позже возглавил бригаду данной машины. Вот, что он вспоминает:

– Это было тяжелое время. КЖДК запускали очередями: сначала было два экскаватора, потом перегружатель запустили. Все монтировалось без остановки процесса основной работы. При строительстве второго СПУ(самоходная погрузочная машина), чтобы установить башню, нам надо было освободить для него место и первое СПУ перегнать на другую сторону и построить временный конвейер. Мы успели все это сделать за месяц. Опыт на ходу приобретали.  Когда запустили второе СПУ, то в смену грузили по 35 тыс. тонн.

 

Будущий бригадир легендарной машины пришел впервые в разрез в 1979 году монтером пути. Молодого специалиста впечатлила огромная техника, которая поэтапно вводилась в те годы. Поэтому он принял решение, что хочет стать частью команды роторного экскаватора и пошел учиться на годичные курсы. Начал свой трудовой путь в профессии мечты подменным машинистом. В бригаде было правило, что подменный должен уметь работать и на погрузке, и на роторе, и знать электрику. Канлыбай Толетаевич, не только справлялся с обязанностями, но и постоянно повышал квалификацию. Руководство заметило талантливого машиниста и при внедрении нового проекта – КЖДК предложили ему возглавить бригаду. В то время в ее состав входило 130 человек  – это участки самоходно-погрузочных машин, первый, второй конвейеры, забойный, соединительный и, конечно СРс(К)-2000 № 1146. Позже он полностью перешел только на роторный экскаватор, где оставался бригадиром до выхода на заслуженный отдых.

– Я всегда говорил молодым коллегам, что 46-ой экскаватор всегда был впереди других, его ставили в пример. И вы должны держать эту марку всегда, – давал наставления команде Канлыбай Умбеталиев.

Два года назад свои полномочия опытный горняк передал Руслану Тукаеву, машинисту экскаватора, который трудится на СРс(К)-2000 № 1146 29 лет.

Перенимая опыт

Впервые Руслан Тукаев познакомился с роторными экскаваторами на производственной практике. Девятнадцатилетнего подростка впечатлили масштабы.

– Наверное около недели я сидел в углу и никуда не ходил, – вспоминает свое состояние в те дни бригадир команды СРс(К)-2000 № 1146, – визуально знакомился, смотрел. Все крутится, все вертится. Потом старшие товарищи научили, показали. А теперь это как дом родной. Можно сказать, что сегодня я знаю машину на 90 %.

 

На самом деле узнать роторный экскаватор, чья высота сравнима с 9-тиэтажным домом, на 100 % никому не под силу. Машинисты каждый раз открывают для себя что-то новое, поэтому постоянно работают над самосовершенствованием.

– Основные узлы у нас распределены на каждую смену и они отвечают за обслуживание, визуальный осмотр, контроль температуры подшипников, уровень масла на всех приводах, целостность роликов. И закрепленный участок ты, знаешь хорошо, но найдется уголочек, с которым ты не сталкивался, – рассказывает о работе бригадир.  

Сейчас искать неисправности стало легче, ведь в 2010 году прошла модернизация. За счет нее экскаватор компьютеризировали и теперь, любую поломку видит машинист ротора и сообщает помощнику. Работа в те годы проводилась большая. Полностью поменяли электроснабжение, электропитание всех приводов. Многое поменялось в механической части – убрали старые редукторы.

Получив новую жизнь роторный экскаватор СРс(К)-2000 № 1146 продолжает и дальше вгрызаться в угольные пласты разреза «Богатырь», загружая тоннами твердое топливо.

Наталья БЕКТЕМИРОВА

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS
SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194) SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194)

Смотрите также

Видео Все видео
Фотоальбомы Все альбомы
Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: