Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
23 марта этого года в Суэцком канале село на мель 400-метровое судно «Ever Given», перевозившее товары из КНР в страны Европейского союза. Судно удалось сдвинуть спустя неделю. Но за этот период времени ущерб мировой экономике превысил 50 млрд. долларов. Своим мнением о последствиях инцидента поделился председатель правления АО «Управляющая компания МЦПС «Хоргос» Динмухамед Абсаттаров
По мнению эксперта, «прямыми последствиями этого инцидента являются значительное повышение стоимости страховки морских перевозок, волатильность цен на энергоносители, изменение маршрутов кораблей, и соответственно, рост цен на комплектующие и другие товарные группы».
Председатель правления АО «Управляющая компания МЦПС «Хоргос» Динмухамед Абсаттаров
«Несмотря на кажущуюся отдаленность происходящих событий, они напрямую влияют на экономику Казахстана и дают возможность еще глубже пересмотреть наш торгово-транзитный потенциал», - считает глава «Хоргоса».
Суэцкий канал завязывает на себя около 12% мировой торговли. Этот инцидент заставил задуматься поставщиков товаров в Европу о существующих рисках, учитывая ежегодное увеличение товарооборота, количества и размера судов, а также трафика в Суэцком канале и без искусственного «тромба». По мнению эксперта, многие из поставщиков уже рассматривают осуществление поставок «южным маршрутом», - через дугу африканского континента, - вопреки финансовым расходам, рискам, связанным с погодными условиями, нападением пиратов и др.
«В свете этого все отдельные страны хотят перетянуть «кусок пирога» международного товаропотока в свою пользу. Так, Россия предлагает активизировать «северный путь», несмотря на сложности прохождения судов через Арктику. Наши среднеазиатские соседи активно двигают строительство железных дорог в целях переключения части «китайского» трафика на свою территорию. Тут-то и актуализируется вопрос полноценного пересмотра транзитного потенциала Казахстана, товаропроводящих возможностей нашей страны», - констатирует Динмухамед Абсаттаров.
Он обратил внимание на то, что китайские власти почти 10 лет назад анонсировали инициативу «Пояс и Путь», в которой наша Республика играет ключевую роль («Пояс» – сухопутные перевозки, «Путь» – морские).
Через мировой океан осуществляется 90% внешней торговли КНР, которая в 2020 году составила 5 трлн. долл. КНР морем поставляет в Европу более 300 млн. тонн груза на сумму более 384 млрд. евро (общий оборот 586 млрд. евро).
«Только вдумайтесь, переключение хотя бы 5% этого объема на сухопутный транспорт увеличит в четыре раза существующие объемы перевозок из КНР через Казахстан. А это вполне реально!!! Для этих целей и реализуется Программа «Пояс и Путь», для этого и строятся высокоскоростные ж/д- и авто магистрали из промышленных западных районов КНР в направлении западных, с этой задумкой форсировано идет развитие СУАР», - указывает эксперт.
Динмухамед Абсаттаров обратил внимание, что в Послании народу Казахстана в сентябре 2020 года президент Токаев К.К. призвал максимально использовать на благо страны большие возможности, связанные с участием РК в ЕАЭС и проекте «Пояс и Путь».
«Морем конечно дешевле, но и дольше. К примеру, через тот же Суэцкий маршрут товары из Китая идут в ЕС до 40 дней, если через африканскую дугу, то еще больше. Через РК – за 7 дней. Высшее преимущество сухопутного маршрута через Казахстан – это скорость», - считает эксперт.
По его мнению, «Казахстану стоит серьезным образом задуматься над происходящими трендами в мире, где возникающие проблемы можно выгодно использовать в нашу пользу».
«Нужно принять стратегию и концепцию развития общего «Хоргосского узла», над которой мы в последнее время активно работаем, и как полученный результат могу сказать, что потенциал у нас просто огромнейший. Но, одного только развития объединенного торгово-транзитного хаба на восточных границах РК недостаточно. К этой стратегии нужно интегрировать всю транспортную политику Казахстана, программу развития торговли, карту развития портов, снять все законодательные и административные барьеры, мешающие работать в режиме свободной торговли. А их, как показывает практика, не мало», - поясняет экспер.
По его мнению, «это не только работа одного или двух ведомств», и цель предполагает скоординированную работу всех основных министерств и организаций.
«Одно ясно, что постулат Казахстана должен соответствовать девизу современного бизнеса – «дешевле, быстро и удобно», - резюмировал Динмухамед Абсаттаров.