Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Популярные меры правительства могут лишь отсрочить либерализацию цен, считают аналитики E²nergy
Одним из первых постановлений обновленного правительства Казахстана стала заморозка цен на моторное топливо. Предельные цены на сжиженный нефтяной газ (СНГ) для заправки автотранспорта на АЗС на 180 дней (то есть до июля 2022 года) были установлены в диапазоне от 50 до 75 тенге за литр.
Но ограничения коснулись не только топлива, цены на которое стали поводом для массовых протестов республиканского масштаба – на те же 180 дней ограничили потолок цен по бензину – Аи-80 (89 тенге/литр), Аи-92 (182 тенге), Аи-95 (215 тенге), а также дизельному топливу (в диапазоне от 230 до 260 тенге). На 180 дней заморозили и тарифы на коммунальные услуги – в том числе цены на электроэнергию и природный газ.
Заместитель министра энергетики Жумабай Карагаев и руководители электронных торговых площадок и «лица, причастные к необоснованному повышению цен на СНГ в Мангистауской области», стали объектами уголовного преследования. В течение этого года в Минэнерго РК должны разработать меры «по дальнейшему совершенствованию торгов сжиженного газа через ЭТП / товарные биржи с учетом внедрения принципов прозрачности и механизмов, ограничивающих резкий рост цен».
Нынешняя политика правительства понятна – введение предельных цен должно сбить потребительскую инфляцию и улучшить социальное самочувствие населения. Однако затем правительству придется вернуться к имплементации рыночного ценообразования на всех рынках энергоносителей, что приведет к росту отпускных цен по всему периметру ныне регулируемых товаров.
Наиболее существенным, судя по всему, будет рост цен на сжиженный нефтяной газ. Разница отпускных цен с приграничными государствами – РФ и Кыргызстаном – не менее чем двукратная: около 17 центов/литр (по верхней границе предела) в РК и 47 центов в Кыргызстане, 41 цент в РФ.
Близка к 50% разница потребительских цен в РК и у соседей на основные виды бензина.
Расхождение в 20–25% наблюдается в сегменте дизельного топлива. Природный газ и электроэнергия в РК достается домохозяйствам примерно на 50% дешевле, чем в соседних странах.
Поддерживать такую ситуацию возможно лишь при изобилии ресурсов, с чем в РК намечаются серьезные проблемы. В режиме энергетической автаркии Казахстану работать все сложнее из-за прозрачных границ с соседями, через которые утекает местное дешевое топливо.
Цены на СНГ дотируются за счет прочих денежных потоков нацкомпании «КазМунайГаз», цены на бензин и дизтопливо – за счет обязательств добывающих компаний о поставке сырья на отечественные НПЗ по ценам ниже рыночных. Розничные цены на природный газ в РК дотируются за счет экспортных поставок нацкомпании QazaqGaz. Дешевая электроэнергия для населения – результат перекрестного субсидирования (предприятия платят больше, чем домохозяйства) и активной эксплуатации угольных мощностей, модернизация которых в последние три-четыре года была ограничена тем же самым тарифом, а теперь инвестиции в сектор тяжело привлечь из-за тренда на декарбонизацию.
Ресурсов для поддержания статуса-кво остается все меньше. Поэтому правительству необходим среднесрочный план последовательного сворачивания энергетических субсидий экономике с выделением наиболее уязвимых групп населения и предприятий, которые потребуется поддерживать в процессе перехода на рыночное ценообразование. В противном случае через несколько лет повышение цен придется проводить в стрессовом режиме.