Главная Новости На новой высоте
02 августа 2021, 14:23 1545 Нигматулин Рэмир

На новой высоте

На новой высоте

Два года назад был запущен первый рейс авиакомпании FlyArystan. За свою небольшую историю компания прошла немало испытаний, но очевидно одно – в Казахстане лоукостер вполне состоялся и стал всенародно любимой авиакомпанией. Какими были эти насыщенные два года? Об этом рассказывает Жанар Жайлауова – руководитель коммерческого блока, которая вместе со своей командой создавала новый проект. 

– Жанар, как все начиналось и как удалось в короткие сроки запустить новую авиакомпанию?

– Идея создания лоукостера была в числе других, предложенных в рамках кампании Low Cost Champion по дальнейшему развитию «Эйр Астаны». Предложение запустить бюджетные перевозки также поддержал Елбасы. Как говорится, сошлись все звезды – так появилась новая бюджетная авиакомпания с абсолютно иной организацией бизнес-процессов и формирования расходов. В новый проект был приглашен Тим Джордан, имевший опыт создания компаний-лоукостеров и работы в них. Когда я по предложению Питера Фостера оказалась во FlyArystan, проект для меня стал большим профессиональным вызовом – в хорошем смысле этого слова. В сентябре 2018 года нам были поставлены действительно невероятные сроки: до конца марта 2019 года запустить продажи, а к 1 мая – рейсы. В нашем распоряжении – чуть более полугода, при этом готовых решений не было: на какой внутренней платформе работать, какую систему бронирования применять. Одновременно шли все процессы: рекрутинг агентов call-центра, бортпроводников, выбор поставщиков, создание сайта, работа по дистрибуции. Несмотря на то, что у нас был многолетний опыт работы в авиации, продукт на выходе должен был быть другим. В Казахстане никогда не было своего лоукостера, это требовало изменений в законодательстве и внедрения новых бизнес-процессов, менее затратных – как одного из ключевых принципов работы лоукостера. Например, при наборе сотрудников мы не создавали отдельные службы, которые увеличивают издержки организационной структуры. Наши специалисты в Алматы один день работают в наземной службе амбассадорами, другой – в call-центре, а в третий день – отвечают пассажирам в социальных сетях. Такую модель мы применили впервые. Процесс был нелегкий, не все сотрудники поначалу могли выполнять работу одинаково успешно на довольно разных участках, но, думаю, мы справились. Или другой пример: мы обучали бортпроводников делать уборку в салоне. Это тоже не укладывалось в привычные представления.

 

– Как лоукостер-компанию восприняли казахстанцы?

– 29 марта 2019 года мы открыли продажи и пустили первую рекламу, где на красном табло были изображены большим шрифтом направление и цена. Многие недоумевали: как такой низкой может быть цена за перелет? Если билет дешевый, то какого качества самолеты будут нас перевозить? Мы столкнулись с недоверием. Тот факт, что FlyArystan является структурным подразделением «Эйр Астаны», а значит, все стандарты технического обслуживания применимы и для FlyArystan, очень помог нам для продвижения нового бренда на рынке. Я бы сказала, это успокаивало клиентов. И еще раз доказывало, насколько казахстанцы доверяют бренду «Эйр Астана». Так как мы таргетировали сегмент, который ранее не летал, огромная образовательная работа проводилась на каждом шагу клиентского пути на рейсах лоукостера. С помощью СМИ, блогеров мы доносили концепцию лоукост-перевозчика, объясняли, почему билет дешевый, а штрафы нет, и за что нужно доплачивать отдельно. Несомненно, мы захватили сегмент от бронирования до прилета в пункт назначения. Пассажиров, которые ранее использовали поезда, и тех, кто не летал никогда или летал редко, – это пожилые люди и студенты. Мы, кстати, перевозим много семей, детей. На некоторых рейсах количество детей может доходить до 20 процентов. К слову, у «Эйр Астаны» – это 1–2 процента. Одним словом, чтобы научить, объяснить нашим новым путешественникам, как работает авиация, было потрачено много ресурсов и сил.

– Как FlyArystan повлиял на индустрию? С какими трудностями приходится сталкиваться?

– По принципу лоукост-авиакомпаний мы должны выдерживать высокую утилизацию флота и летать как можно чаще. Научились вместе с аэропортами Казахстана разворачивать самолет за 30 минут. Иначе говоря, научили аэропорты работать по-другому – по-новому. Рукава, автобусы – все это расходы. Мы убеждали аэропорты разрешить людям доходить пешком с летного поля до здания терминала – не в ущерб безопасности, конечно. И знаете, пассажирам это нравится. Так как в Казахстане нет второстепенных аэропортов, как в Европе, мы вели и ведем очень кропотливую работу с местными аэропортами по минимизации издержек по обслуживанию лоукостера.

– Так получилось, что FlyArystan сразу же стал восприниматься как социальный проект.

– Да, для Казахстана с его огромными территориями и небольшим населением перевозки несут, я бы сказала, социальную функцию. Создание FlyArystan повлияло на мобильность населения. Перед запуском мы анализировали опыт других стран, а именно: склонность населения к полетам, иными словами, соотношение общего количества перелетов пассажиров к населению страны в год. Мы поняли, что хорошо развитые рынки бюджетных авиакомпаний с аналогичным ВВП и населением имеют показатели склонности примерно в три раза выше, чем в Казахстане. На момент запуска количество перелетов внутри страны на душу населения составляло 0,22 на внутреннем рынке, а к концу 2019 года оно выросло до 0,29 благодаря FlyArystan, и в этом году мы прогнозируем, что этот показатель вырастет до 0,37 на рынке внутренних перелетов. Этот рост планируется за счет открытия межрегиональных маршрутов, которые ранее не выполнялись или выполнялись автобусами и поездами. Конечно, пандемия всегда может внести свои коррективы, и планы не всегда могут быть реализованы. Например, сейчас, летом, мы опять переживаем рост заболеваний, что влияет на наши прогнозы. Однако мы как бюджетная авиакомпания прикладываем большие усилия для развития внутреннего туризма, тесно работая с такими организациями, как Kazakh Tourism, Visit Shymkent, Visit Turkestan, и местными акиматами. Если заметите, наши рекламные кампании сейчас направлены не только на прямую покупку авиабилета, но и на развитие внутреннего туризма. Рассказывая о достопримечательностях регионов Казахстана, мы даем своим согражданам возможность узнать красоты родной страны, особенно в период, когда международные перевозки ограничены. – КАК ПАНДЕМИЯ ПОВЛИЯЛА НА ЛОУКОСТЕР? – Пандемия нас научила и продолжает учить работать в условиях неизвестности и нестабильности. В условиях кризиса нам все-таки удается масштабировать свою деятельность. Низкие цены хорошо стимулируют спрос со стороны населения на авиаперевозки, что привело к быстрой экспансии бюджетного перевозчика. Перед пандемией, в марте 2020 года, флот FlyArystan состоял из пяти самолетов. Но уже с мая 2021 года – во флоте 10 бортов типа А320. Конечно, при быстром и большом росте может страдать сервис, и мы не стали исключением. Наши показатели по опроснику NPS за первый квартал 2021 года в среднем составили 41 против 65 баллов прошлого года аналогичного периода. На основании отзывов мы выделили области, где нам нужно продолжать большую работу, – это сервис и обучение пассажиров концепции лоукост-перевозок, потому как доплаты за багаж и питание все еще вызывают немалый негатив.

– В мае – два года операционной деятельности FlyArystan. Оглядываясь назад, что хочется сказать?

– Была проделана огромная работа. За два года с момента создания FlyArystan перевез три миллиона пассажиров. Каждый третий пассажир приобретает билеты через сайт www.flyarystan.com и мобильное приложение FlyArystan, которое запустилось чуть меньше года назад и уже насчитывает 340 тысяч пользователей. Сейчас FlyArystan – это 10 самолетов с сетью из 34 маршрутов, выполняющих в среднем 55 рейсов в день, перевозя до восьми тысяч пассажиров в сутки. А начиналась история, как вы помните, с двух самолетов и шести маршрутов. Лично я как сотрудник за два года получила гораздо больше опыта, чем за все прошлые годы. Думаю, в этом со мной согласятся все коллеги, участвующие в развитии FlyArystan.

Айгуль Ташбаева, HR-director:

 "Человеческие ресурсы - это основной капитал и ценность любой компании. Считаю, что занять лидирующее положение на рынке можно, только если в компании работают первоклассные специалисты, способные трудиться с полной отдачей и энтузиазмом, для которых работа - это способ самореализации. В настоящее время штат FlyArystan составляет около 478 сотрудников с учетом региональнах баз".

Адриан Гамильтон Манс, управляющий директор:

«Наш небольшой двухлетний юбилей – на самом деле момент огромной гордости. Мы успешно представили модель лоукост-компании на рынке, где многие не верили в успешность данной модели. Мы открыли новые рынки, позволив людям путешествовать чаще и предложив летать по низким тарифам. Это большое достижение, и мы благодарны каждому в нашей большой семье «Эйр Астаны» за помощь в этом».

  Алим Шалбаев, финансовый директор:

«Мне удалось поработать в нескольких департаментах «Эйр Астаны» и получить довольно глубокие знания в этой сфере. С приходом во FlyArystan область моих знаний значительно расширилась, я стал видеть общую картину бизнеса».

Каламкас Жакашова, заместитель главы службы авиационной безопасности:

«FlyArystan – это отличная команда людей, преданных делу и мечтающих о великом. Гибкая, дружелюбная и мультизадачная».

Дина КАСЫМОВА

Фото предоставлены пресс-службой авиакомпании Air Astana

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: