Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса, стал нелегким испытанием для многих стран. Он выявил как слабые, так и сильные стороны государств в разных лигах и весовых категориях. Уязвимыми оказались даже страны первого мира.
Казахстан не стал исключением. Но вдобавок к пандемии, наша экономика оказалась под негативным влиянием кризиса нефтяного рынка, когда впервые за всю историю мы увидели отрицательные цены на нефть. На нефтяной сектор страны напрямую приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 40% доходов. Поэтому падение цен на нефть всегда было огромным стрессовым ударом для казахстанской экономики.
Куда идти?
Ответ один – по пути диверсификации экономики. Здесь важно понимать, что инновационное развитие может начаться только с тех отраслей, которые способны самостоятельно обеспечить инвестирование в них инноваций, используя те возможности, которые предоставляют ее уникальные природные ресурсы, т.е. с нефтегазового комплекса. Это очевидно. Даже частичный отказ от экспорта природного газа или нефти с заменой на экспорт продуктов их более глубокой переработкой, мог бы дать мощный импульс развитию инновационной экономики. И здесь газохимия может стать драйвером экономики, продукты которой дают высокую добавленную стоимость. На формирующемся сегодня мировом рынке газохимии, мы могли бы занять свою достойную нишу.
Несмотря на важное значение газа в топливно-энергетическом балансе, наблюдается тренд, когда все большая его часть идет на химическую переработку, поэтому в мире все более возрастает роль газохимии, которая в последние десятилетия стала самостоятельной отраслью промышленности, потеснив нефтехимию.
Природный, попутный нефтяной газ и газ конденсатных месторождений — это кладезь важнейших видов сырья для газохимии: метана, этана, пропана и бутана. Увеличение степени извлечения и эффективное использование всех ценных компонентов природного газа и попутного нефтяного газа (ПНГ) дает жизнь целым классам новых химических материалов: пластмассы, смолы, каучука и продуктов их переработки в пленки, трубы, листы, строительные материалы, тара и упаковка, товары культурно-бытового назначения, изделия для автомобилестроения, авиастроения, судостроения, космической техники, бытовой и оргтехники, оборонной промышленности.
Продукция газохимии с высокой добавленной стоимостью является ценным экспортным товаром, торговать которым выгоднее в десятки раз, нежели нефтью и газом. Так, после четырех-пяти стадий переработки углеводородного сырья, стоимость конечной продукции возрастает в 8 - 10 раз (к примеру, цепь: природный газ → этан → этилен → полиэтилен → изделия из полиэтилена). К тому же, в ходе переработки создаются сотни тысяч новых рабочих мест.
Как известно, объем мирового рынка нефтегазохимической отрасли продолжает расти. Экономический рост на горизонте до 2050 года, по прогнозам Международного Энергетического Агентства, вызовет увеличение производства первичной продукции нефтегазохимии в мире на 60%. Таким образом, развитие газохимии в Казахстане станет ответом на большинство вызовов, стоящих перед экономикой.
Во-первых, повышение добавленной стоимости, производимой внутри страны.
Во-вторых, волатильность цен на продукцию газохимии в разы ниже, чем цены на нефть и газ, что дает более прогнозируемую экспортную выручку.
В-третьих, из-за отсутствия таких производств сегодня мы теряем большую часть ценнейших компонентов природного газа, таких как этан, пропан и бутан, которые идут на экспорт по цене метана.
Что делать?
Развитие газохимии является не только сиюминутной потребностью, но и работой на перспективу, причем достаточно близкую. На мой взгляд, в ближайшее время необходимо разработать единую государственную программу, объединяющую стратегию развития нефтяной, газовой, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, нефтехимической и химической индустрии, охватывающую добычу нефти и газа, их переработку, с извлечением ценных компонентов и производство на их основе химической продукции.
Основные факторы, влияющие на необходимость создания такой программы по эффективному использованию углеводородного сырья, следующие:
Потребность в быстром и адекватном решении сложнейших задач переработки углеводородного сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью отвечает национальным интересам Казахстана и требует проявления политической воли, направленной на концентрацию усилий государства и частного бизнеса.
Где мы?
На сегодняшний день Казахстан уже находится на пути активного развития газохимического производства. Сегодня в Атырауской области реализуется проект завода по производству полипропилена на 500 тыс. тонн на основе сжиженного углеводородного газа (СУГ). Данных объемов будет достаточно для покрытия растущего внутреннего спроса, а избыточные объемы будут экспортироваться в соседние страны.
Продолжаются работы по проекту производства полиэтилена. При реализации всего потенциала газохимии только Тенгиз, Кашаган и Карачаганак могут обеспечить поставку более 9 млн. тонн эквивалента полиэтилена. Тем не менее, с учетом небольших объемов внутреннего рынка, а также растущей конкуренции на международных рынках, на данный момент в Казахстане планируется развитие производства полиэтилена на 1 250 тыс. тонн.
Также есть планы по реализации проектов по производству метанола, карбамида и многих других продуктов газохимии. Ведется активная работа с иностранными инвесторами, лидерами отрасли.
Природный газ и газохимия могут сыграть в мировой экономике и энергетике ХХI века такую же роль, какую сыграли в ХХ веке нефть и нефтехимия. Огромные запасы газа дают шанс Казахстану увеличить экспортный потенциал, а повышение доли газа, подвергающейся химической обработке позволяют газохимической промышленности стать мощным катализатором инновационных процессов в стране. Остается только «поднажать на газ».
Аскар ИСМАИЛОВ