Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
«Я родился в поселке Мерке Жамбылской области. В 1967 году переехал в Алматы и с 12 сентября того же года до пенсии проработал на ТЭЦ-1. Начинал электрослесарем 2-го разряда, закончил работу начальником цеха. В 1985 я перешел в топливно-транспортный цех и 29 лет проработал на топливоподаче. Даже после выхода на пенсию я еще 5 лет работал на ТЭЦ.
Когда я только пришел на станцию, здесь еще работали котлы и турбины. Работа на твердом топливе – это выбросы, угольная пыль: под трубой стоять невозможно было, и жители постоянно жаловались на станцию из-за черной пыли.
Раньше, до новых котлов, угольный склад был рассчитан на 200-250 тонн. При мне уже строились 10-й и 13-й котлы. Когда котлы построили, места для складирования дополнительного угля не оказалось. Поэтому начали даже зимой заготавливать уголь. Но станция не была к этому приспособлена. И тогда бельгийцы, которые в 1996 году выкупили энергокомплекс Алматы, сделали тепляк, чтобы разогревать мороженый уголь.
До тепляка состав шел из Караганды и Экибастуза, где грузили большие глыбы. К тому же уголь спрессовывался в пути, и выгрузить его на станции было невозможно. Нужно было его прогревать, дробить, выгружать… Только потом, можно было его направлять на подачу. Работа была тяжелая, нагрузки на нас были большие…
Тогда даже была создана специальная структура, которая за это отвечала, – Центр приема и выгрузки топлива. Это отдельный департамент, которому в 2024 году будет 26 лет. А до этого эта служба была внутри станции. Помню, в 1997 году бельгийцы спрашивали, какой нам уголь нужен. Начальник цеха заказал три бульдозера, и нам тогда выдали угольный российский концентрат. Я стоял возле разгрузки: камешки летели, но – никакой пыли. А когда обычный уголь разгружался то, чтобы не было большого запыления, мы повышали влажность. В сутки мы где-то 3 тысячи тонн закачивали в котельный цех.
За время моей работы я ремонтировал все электродвигатели по электростанции. Из чрезвычайных ситуаций еще советского времени – в конце 80-х годов – помню, как в один момент все багерные насосы, которые были заглублены, попали под воду. Там, в котельном цеху, низкая точка. А там три двигателя стояли. Вода заливала и золоотвал – это были десятки тысяч литров. Помню, она была уже в рост человека, и вода все поступала и поступала. Нам нужно было ее откачивать постоянно…
Как раз этими двигателями я и занимался. Нужно было оперативно их демонтировать, вытаскивать, новые ставить, если нет, то сушить. Тогда стояла задача хотя бы один двигатель запустить. Тогда котельщики насосом занимались, электрики работали. Всего на ликвидации этого ЧП нас было человек двадцать. Чтобы вытащить и заменить насос у нас 4-5 часов ушло. К счастью, у меня были резервы. Резервную систему включили, чтобы, хотя бы один насос из трех работал и можно было аварийную ситуацию убрать. Тогда мы справились…
А еще я был в числе тех, кто разгружал и подавал последнюю партию угля в топку… Потом станция перешла на газ. Все прошло плавно, никакого события или торжества не было. Нам просто сказали: «Уголь не подавать» – и всё.
Но теперь все понимают, что это было, наверное, самое важное для Алматы и станции экологическое событие!»
Айгуль КУРГАНБАЕВА