Главная Новости Как алматинец освоил редкую профессию слесаря-такелажника
08 ноября 2024, 10:19 790

Как алматинец освоил редкую профессию слесаря-такелажника

Как алматинец освоил редкую профессию слесаря-такелажника

Каждая из рабочих профессий по-своему хороша и важна. Но есть среди них и такие, о которых мало кто слышал. Корреспондент BaigeNews.kz нашёл в Алматы слесаря по ремонту и изготовлению такелажных грузоподъёмных приспособлений и узнал об особой ответственности, которую он несёт перед большим количеством людей.

Такелажные работы – это комплекс мер по погрузке и выгрузке различных грузов, которые в силу габаритов или веса не поддаются перемещению вручную. Чтобы поднять, например, огромные задвижки для теплотрасс весом 800 кг и другие тяжёлые металлоконструкции, грузы весом около тонны и выше, нужны специальные приспособления под названием стропы. Такие мощные стропы не продают в магазинах и не поставляют на предприятия с заводов, а делают самостоятельно из обычного стального каната. Стропы бывают разные – не только обычные двухпетлёвые, но и кольцевые, с крюками, цепные стропы. И изготавливает их мастер, чья профессия как раз и называется слесарь по ремонту и изготовлению такелажных грузоподъёмных приспособлений. 

44-летний Даулет Мыржикбаев в 2013 году устроился на работу в ПРП "Энергоремонт" при АлЭС. Поначалу он работал слесарем по ремонту запорной арматуры, в составе бригады ремонтировал запорную арматуру, дефектовал, разбирал, чистил задвижки для труб различного диаметра. Непосредственный руководитель, увидев, как Даулет умеет работать с инструментами и металлом, в 2015 году предложил ему параллельно освоить уникальную профессию такелажника. В течение трёх лет, пока Даулет помогал работавшему тогда такелажником Владимиру Геннадьевичу Зайцеву, он обучился у него всем тонкостям редкой специальности – как правильно делать замеры, изготавливать заплётку и многим другим вещам. В 2018 году, когда Зайцев ушёл на пенсию, Даулет сам стал единственным мастером на предприятии.

Принцип работы такелажника таков. Поступает заявка мастеру-такелажнику с размерами, чертежами, и специалист приступает к работе. Он отматывает нужный по диаметру трос, обрезает его, устанавливает на свой рабочий стенд, делает заплётку, ставит бирку с указанием допустимой грузоподъёмности, вносит запись в журнал. После изготовления устанавливает получившийся строп на испытательный стенд и если проблемы не выявляется, то строп передаётся в тот цех, где его заказывали.  

"Наши заказчики-слесаря, пользуясь этими стропами, поднимают тяжёлые грузы, большие металлоконструкции, запорную арматуру, трубы, которые приходят сюда на ремонт и после починки применяются в работе АлЭС. Также в мои обязанности входит испытание предохранительных страховочных поясов раз в полгода. Это нужно для безопасности работ на высоте. Когда ребята приносят, ставлю на испытательный стенд, смотрю на целостность цепи или ленты, в зависимости от конструкции, также проверяю замок, карабин, ставлю бирку. У нас в цехе и на объектах всего АлЭС техника безопасности соблюдается очень строго. Даже камни отрезные приносят ко мне на входной контроль, здесь у меня стенд для испытаний", – сказал Даулет Мыржикбаев.

Недавно наш герой узнал, что его редкая для Казахстана профессия родом из Нидерландов. Ему посчастливилось побывать в отпуске в этой стране и в ходе посещения музея кораблестроения он узнал, что грузоподъёмные механизмы с использованием такелажа начали использовать местные моряки в далёком 1600 году. Само слово "строп" с нидерландского переводится как "петля". В музее Даулет увидел множество исторических станков, на которых ранее моряки плели эти стропы. В Казахстане мастеров по плетению сверхпрочных петель наш герой больше не встречал, кроме своего учителя.  

"Эта профессия – не из лёгких. Во-первых, стропами, которые я изготавливаю, поднимают очень тяжёлые грузы, и если некачественно сделаешь строп, то из-за ЧП с ним может оборваться чья-то жизнь. Поэтому работа очень серьёзная. Каждый строп записывается в журнале, проверяется моим непосредственным начальником, мастером. Когда только пришёл сюда учиться, поначалу в цехе было сложно, но когда набрался опыта, уже полегче. Эта работа не терпит спешки, нужно спокойно и кропотливо отсчитать число проколов, размер заплётки, учесть разворот – как станок повернуть, чтобы было легче делать прокол, опыт нужен. Думаю, моё серьёзное отношение и хороший учитель помогли мне освоиться здесь", – пояснил Даулет.

Он добавил, что помимо технического склада ума, слесарь-такелажник должен иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому в "Энергоремонте" есть свой спортзал, где Даулет и другие работники предприятия в перерывах могут сделать разминку и подкачать руки.

"Когда изготавливаешь стропы, в основном нагрузка идёт на руки. Утром прихожу, разминку сделал и сразу приступаю к работе. Бывает, что и в обед успеваю отжимание, приседание сделать, а также подкачаться на турнике. Работаю в основном один, но когда у меня тяжёлая работа, а у меня ещё были здесь стропы диаметром 22 мм, диаметром 30 мм, которые надо же разматывать, мне коллеги помогают разматывать, потому что одному тяжело – трос весь в смазке. Вместе разматываем и я устанавливаю, далее сам уже заплетаю. В общем ребята иногда помогают, не сказал бы, что я постоянно здесь один, но большую часть времени самостоятельно работаю", – сказал Даулет Мыржикбаев.  

Благодаря мастерам-руководителям он сейчас входит в сборную АлЭС по перетягиванию каната, второй год выезжает с коллегами на соревнования и занимает призовые места. Например, в этом году было третье место, но самое главное, что эта физическая подготовка необходима в работе.

В процессе работы наш герой не забывает о словах своего учителя.

"Он всегда говорил – не торопись. Нужно верить в себя и всё получится, спешка не нужна. Он был не сильно разговорчивый, больше на деле показывал, подсказывал, учил, благодаря ему я сколько лет здесь один. У меня процесс отлажен – заплёл, изготовил, бирку повесил, в журнале записал, испытал, сдал. Автоматом процесс идёт. Когда большой диаметр и ребята помогают, показываю им, как делать, некоторые из наших сотрудников уже тоже умеют кое-что. Думаю, что ничего такого сложного нет в этой работе, уже привык, наверное. И считаю, что любого можно научить, было бы желание", – сказал Даулет.

По его словам, в рабочем процессе у него на первом этапе были браки, приходилось переделывать, чтобы изделие прошло успешно испытание на станке. С приходом опыта таких случаев уже нет.

Вместе с супругой Даулет воспитывает двоих детей. Дочка недавно вышла замуж, а сын учится в четвёртом классе, языки хорошо знает, учится на отлично и увлекается компьютерами. 

"Когда машины ремонтирую, он мне помогает, знает, где и какой инструмент нужен, – отвертка, ключи, размеры, в общем, для такого возраста нормально. Хотя, я думаю, что ему интереснее IT-технологии, программистом может быть станет. Он спортом тоже увлекался, сейчас просто первая смена, не очень удобно возить на занятия, а так посещал спортивную секцию каратэ, которым он с четырёх лет занимался", – сказал Даулет.

Даулет Мыржикбаев констатирует, что прививать молодому поколению любовь к рабочим профессиям в нынешнее время компьютеризации непросто, тогда как в его детстве влюбиться в это дело было проще, оно было доступнее. Это он знает на своём примере. Во время учёбы в школе (это было советское время) он ходил на автодело, помогал соседям и своему школьному учителю Олегу Васильевичу в ремонте автомобилей. Во время службы в армии ротный командир, увидев навыки Даулета, который уже тогда знал, как аккумулятор зарядить, как снять, как открутить, поставил его в отряд по обслуживанию военной техники. На второй год службы Даулет уже был в сержантском составе и больше руководил. После армии устроился на СТО, где поработал примерно девять лет, а далее его судьба связала с "Энергоремонтом" и редкой профессией такелажника.

На вид Даулет Мыржикбаев – тихий и спокойный. Но коллеги говорят о нём как о душе компании, отмечая, что на работе он любит по-доброму разыгрывать коллег. В свободное время он ремонтирует машины, тем более, что и супруга его – автолюбитель со стажем и периодически нужно следить за состоянием её личного автотранспорта. Также представитель редкой рабочей профессии с семьёй в свободное время любит путешествовать. Такой вот он, Даулет Мыржикбаев, представитель редкой профессии, скромный и ответственный уважаемый коллегами и как специалист, и как человек.

Фото: Айгуль Тургумбаева

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS
SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194) SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194)

Смотрите также

Видео Все видео
Фотоальбомы Все альбомы
Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: