Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Показатели необходимого объема топлива формируются на основе прогнозного баланса, пишет Carma.kz
Потребление нефтепродуктов в Казахстане прогнозируется на месяц. Соответственно, прогнозный баланс обновляется ежемесячно. Он формируется из двух факторов: уровень производства и уровень потребления в предыдущий месяц.
При этом на объемы производства влияют: составы нефти, графики плановых простоев НПЗ на ремонт, технологические параметры установок переработки нефти, сообщили в Министерстве энергетики в ответ на запрос редакции CARMA.KZ.
В ведомстве рассказали, что в 2021 и 2022 годах, на основе прогнозного баланса, увеличило переработку нефти с 17 до 18 млн тонн, производство дизеля с 4,8 до 5,4 млн тонн, а также ограничило экспорт нефтепродуктов из Казахстана. Таким образом, объем накопленных остатков дизеля составляет 246 тысяч тонн.
Несмотря на проводимую работу, в Казахстане в этом году вновь сформировался дефицит дизеля. В Министерстве энергетики объяснили, что основной причиной является транзитный транспорт, который заправляется именно в Казахстане, так как здесь цены на топливо на порядок ниже нежели в соседних странах.
Поэтому Минэнерго внедрило дифференцированный тариф на дизельное топливо. Теперь владельцы легковых машин, имея на руках казахстанские водительские удостоверения, могут купить не более 100 литров дизеля в сутки на цене 230-260 тенге за литр. Больше — по 450 тенге. Водители грузовых автомобилей — не более 300 литров в сутки по 230-260 тенге за литр при предоставлении казахстанских прав и свидетельства о регистрации.
Позже ведомство запустило систему контроля отпуска дизеля по дифференцированным ценам. Теперь АЗС могут в режиме реального времени проверять объемы потребления тем или иным автомобилем.
Между тем, что в Казахстане продолжает расти уровень потребления топлива. С января по сентябрь 2022 года общий объем потребления бензина в Казахстане составил 3,7 млн тонн. Для сравнения, в аналогичный период прошлого года этот показатель был на 200 тысяч меньше — 3,5 млн тонн. В январе-сентябре 2020 года и того меньше — 2,9 млн тонн.
Такая же ситуация наблюдается и по дизельному топливу, и по сжиженному нефтяному газу.