Главная Новости «Қазақстан темір жолы»: нелегкий год и обнадеживающие перспективы
01 февраля 2021, 12:58 1263 Алексей Банцикин

«Қазақстан темір жолы»: нелегкий год и обнадеживающие перспективы

«Қазақстан темір жолы»: нелегкий год и обнадеживающие перспективы

Национальный оператор железнодорожных перевозок снизил за последние два года снизил долю долга в «твердой» валюте с 57% до 34%, что позволило в 2020 году избежать курсового убытка в размере 40 млрд тенге. Об этом заместитель Председателя Правления по финансам АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» Даир Кушеров рассказал редакции zakon.kz

По словам Даира Кушерова, в начале 2019 года для улучшения финансового состояния компании были определены приоритетные краткосрочные и долгосрочные задачи по нескольким направлениям.

Была проведена работа по снижению доли долга в «твердой» валюте с 57% до 34%. Это позволило только в 2020 году избежать курсового убытка в размере 40 млрд тенге.

Из группы компаний КТЖ выбыл 21 непрофильный актив, в том числе реализованы пакеты акций ТОО «Актюбинский рельсово-балочный завод», ТОО «Continental Logistics», АО «Востокмашзавод», выведены из под управления компании аэропорты, переданы в коммунальную собственность АО «МЦПС «Хоргос» и АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Данные активы ежегодно показывали отрицательный финансовый результат в размере 7 млрд тенге.

Компания сократила удельное потребление топлива и электроэнергии, расходы по хранению топлива, что, по словам Даира Кушерова, позволит ежегодно экономить до 20 млрд. тенге. Достигнуто сокращение затрат на приобретение лицензионных соглашений в сфере информационных технологий на 9,9 млрд тенге, а также снижение ежегодных расходов от оптимизации IT-процессов по группе на 3,8 млрд тенге.

Проведена большая работа по улучшению условий долгосрочных offtake-контрактов или расторжению части из них. В 2020 году внесены изменения в законодательство для исключения возможности взыскания неполной стоимости перевозок в транзите. КТЖ проводит активную работу по взысканию дебиторской задолженности.

В числе приоритетных направлений работы АО «НК «ҚТЖ» – дальнейшее развитие транзитных перевозок, и прежде всего, в контейнерах. Это повышение скорости и качества перевозок, а также оптимизация затрат для конкурентоспособности транзитного тарифа.

Результаты 2020 года – это рост перевозок в транзите на 19,4% по сравнению с 2019 годом. Это позволил компании нивелировать падение грузооборота во внутреннем сообщении и улучшить показатели по операционной прибыли.

«Очень важным шагом стратегического характера, стало внесение изменений в систему тарифообразования на железнодорожные перевозки грузов. Поддержка, оказанная Правительством страны и ответственными государственными органами, позволила внести изменения в тарифы на перевозку грузов. А именно из регулируемого тарифа были выделены затраты, связанные с пассажирской локомотивной тягой, а также достигнута дифференциация тарифа на электрифицированных и неэлектрифицированных маршрутах. Указанные два изменения в системе тарифов готовят базовые условия для справедливого ценообразования в условиях демонополизации рынка перевозок», - пояснил Даир Кушеров.

В результате всех вышеперечисленных мероприятий группа компаний КТЖ вышла на положительный финансовый результат в 2020 году. По оперативным данным итоговая прибыль за 2020 года составила 15,2 млрд тенге. Еще одним важным результатом проделанной работы стало отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Теперь АО «НК «ҚТЖ» - это компания, полностью отвечающая по своим обязательствам в соответствии со сроками, указанными в договорах.

Но, несмотря на проделанную работу компания все еще находится в «красной зоне» кредитного риска, что связано с большим размером основного долга в 1,9 триллиона тенге. На рост задолженности повлияли следующие факторы. Большая инвестиционная программа в предыдущие годы. В период 2012-2018 годы на инфраструктуру, подвижной состав, а также социальные проекты было инвестировано порядка 2.7 триллиона тенге.

Девальвация тенге - доля валютного долга высокая, и курсовой убыток за период с 2014 по 2018 годы составил 622 млрд тенге. На эту же сумму возрос долг, а ежегодные проценты по кредитам выросли в 2018 году до 104 млрд тенге.

Традиционно низкий уровень казахстанских грузовых тарифов.

«На пространстве СНГ казахстанские тарифы на внутренние, экспортные и импортные перевозки продолжают пока оставаться одними из самых низких. Например, российский тариф в аналогичных сообщениях превышает казахстанский в 1,7 раза, а узбекский тариф в 2,1 раза», - подчеркнул Даир Кушеров.

В течение 2020 года долг возрос на 94 млрд тенге, что было вызвано ослаблением курса тенге и плановым обновлением подвижного состава.

Сегодня в планах национального оператора железнодорожных перевозок стоят задачи по снижению размера основного долга путем дальнейшего улучшения финансовых показателей компании для погашения кредитов за счет собственных средств. Также компания намерена передать ряд активов в конкурентную среду, а средства от их продажи использовать для досрочного погашения внешних займов.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: