Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Гендерное деление профессий на «женские» и «неженские» стремительно уходит в историю. Сегодня никого уже не удивит мужчина-швея или женщина-слесарь. О том, как хрупкие (на первый взгляд) представительницы прекрасного пола приходят в «чисто мужские» сферы деятельности, корреспонденту SK News рассказала машинист крана 5-го разряда Капшагайской ГЭС имени Ш. Чокина Наталья Черноярова.
– В детстве я хотела стать швеей, как моя бабушка. В то время это была самая модная профессия. Но после 9-го класса я пошла учиться на … крановщика. Звучит это, конечно, неожиданно, но моя мама всю жизнь трудилась на кране. Иногда я ходила с ней на работу и была восторге от маминого труда, от того, как быстро и ловко она управляла краном. Именно это обстоятельство и повлияло на мой выбор профессии.
Училась я три года, преподаватели наши были профессионалами своего дела. За хорошую учебу получала стипендию, была старостой группы. После 1-го курса нас отправили на практику, стажировались неделю. Начальник цеха попросил лучшего стажера, ему порекомендовали меня – им очень не хватало крановщиков. Так я в 15 лет самостоятельно села на кран и с большим удовольствием проработала целый месяц... Это были мои самые счастливые дни – те первые впечатления от работы на кране остались на всю жизнь.
После окончания училища меня направили в строительный техникум, но наступили времена перестройки, и я не смогла поехать дальше учиться. Осталась дома помогать родителям. Капшагай конца 80-х, как бы сейчас сказали, не изобиловал предложениями на рынке труда. Выбирать было не из чего. Поэтому работала я в разных местах, не по специальности.
На Капшагайскую ГЭС мне помог устроиться в 2003 году Константин Власенко, в то время он работал начальником смены на пульте управления. С первой минуты своего посещения я влюбилась в ГЭС. Территория станции вызывает у меня восхищение и сейчас. Но главное – здесь удивительно добрые люди! И все они – первоклассные специалисты. Кстати, здесь всегда ценили в первую очередь человека.
Устроилась я сначала уборщицей и не стыжусь этого. Лишь два года спустя меня назначили обходчиком в цех эксплуатации зданий и гидросооружений. Потом кем я только ни работала: и кладовщицей, и завскладом… А в 2016 году в электромашинный цех потребовался крановщик. Зная о моей мечте и о том, что у меня такая специальность, начальник цеха Сергей Даниленко предложил мне перевестись на эту должность. Я очень благодарна всем, кто помогал мне и поддерживал.
Некоторые говорят, что работать на кране легко. Дескать, сиди и дергай за рычаги. Но это далеко не так, в каждой профессии есть свои нюансы. Работа квалифицированного крановщика требует внимательности, быстроты реакции, ловкости рук, ответственности, собранности и жесточайшего самоконтроля. Когда под тобой почти 500 тонн, без этих качеств никак не обойтись. Выемка ротора, например, требует колоссальной концентрации, а при работе двумя кранами еще очень важна синхронность со вторым крановщиком.
Ремонт агрегата приносит мне самое большое удовольствие. За пять лет работы я уже с легкостью могу разобрать и собрать агрегат своими любимыми кранами. Работа у нас слаженная, связь между стропальщиком и крановщиком налажена на 100%.
На территории ГЭС четыре козловых крана и два мостовых грузоподъемность 250 тонн, поэтому в выемке ротора участвуют два крана. Выделить крана-«любимчика» я не могу, на всех работаю с удовольствием.
В процессе работы я не чувствую какой-то особой опасности. Если выполнять все требования инструкции и техники безопасности, то управление даже самым большим и тяжелым краном не опаснее, чем любым другим механизмом. В моей профессии мне больше всего нравится высота. Ну и, конечно же, удовлетворение результатами выполненной работы.
Мой рабочий день проходит в зависимости от графика. Если запланирован ремонт агрегата, то утром я получаю распоряжение от мастера по наряду. Помимо этого, я работаю в маслохозяйстве – это у меня совмещение работы. В обязанности регенераторщика входят чистка масла от примесей и сушка от влаги, а также подача масла в системы агрегата. Количество масла в одном агрегате составляет 50 кубометров. При работе турбины механическое масло подвергается загрязнению, поэтому в ходе ремонта оно сливается в бак маслохозяйства. Моя задача – очистить его от примесей и влаги через маслоочистительную установку, а затем уже чистым, свежим залить в систему для эффективной работы агрегата.
Работаю я с двумя сортами масла – турбинным и трансформаторным. Работа очень шумная, но я ее люблю, она мне тоже очень интересна.
Мой девиз по жизни: «Идти вперед и не оглядываться назад!»
Айгуль КУРГАНБАЕВА, Алматы