Главная Новости КТЖ как драйвер отечественного машиностроения
06 августа 2021, 07:41 1060 Нигматулин Рэмир

КТЖ как драйвер отечественного машиностроения

КТЖ как драйвер отечественного машиностроения

Машиностроение является неотъемлемой частью индустриализации экономики и важнейшей отраслью страны. Именно  машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей.

В целом за последние 10 лет индустриализации в машиностроении объем производства вырос в четыре раза, а объем экспорта утроился. При этом основной заказчик казахстанских машиностроителей – АО «НК «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ»).

Главный заказчик

Железнодорожный транспорт является одной из важных составляющих  экономики Казахстана. Стальная магистраль обеспечивает внутренние и внешние транспортно-экономические связи и потребности населения в перевозках. Деятельность железнодорожного транспорта как части единой транспортной системы страны способствует нормальному функционированию всех отраслей общественного производства, социальному и экономическому развитию и укреплению обороноспособности государства, международному сотрудничеству Казахстана.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости принять меры по развитию железнодорожных перевозок. В числе ключевых целей на предстоящий период он назвал дальнейшую модернизацию железных дорог, наращивание транспортно-логистического и транзитного потенциала страны.

В то же время государство прилагает серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Это и изменение законов, и принятие мер финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение эффективности организации производства и многое другое.

Как отмечают эксперты, в целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. На сегодня отрасль железнодорожного машиностроения насчитывает более 200 предприятий, которые обеспечивают рабочими местами свыше 12 тысяч работников. ҚТЖ как основной заказчик постоянно рассматривает технические решения по использованию новых типов материалов и проводит эксплуатационные испытания железнодорожной продукции. Очень важно, как отмечает первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов, что, несмотря на влияние пандемии, экономика Казахстана возрождается, продолжает наращивать темпы роста.

Уже сейчас казахстанские предприятия производят более 5 200 наименований железнодорожной продукции, шаг за шагом преодолевая зависимость от импорта. Специалисты подчеркивают, что именно крупные проекты ҚТЖ дали толчок развитию новых отечественных производств. На сегодня среди наиболее важных вопросов производителей железнодорожного машиностроения – применение инновационных технологий и материалов в железнодорожном машиностроении, обслуживание путевых машин по контракту жизненного цикла, развитие «зеленых» технологий и цифровых решений в производстве.

По словам Мейрама Пшембаева, продукция заводов не только обеспечивает потребности внутреннего рынка в комплектующих для железнодорожного транспорта, но и ориентируется на экспорт: более 60% производимой продукции отправляется за рубеж. В качестве примера можно привести деятельность железнодорожного кластера Railways Systems KZ, в состав которого входит ТОО «Проммашкомплект». Как отмечает генеральный директор этой компании Игорь Голтвенко, предприятие производит продукцию в соответствии с международными стандартами. Здесь в год производится до 200 тысяч колес разных типов.

По последним данным, в Казахстане наблюдается рост производства железнодорожной техники на 49%. Специалисты подчеркивают, что такой подъем стимулирует естественную конкуренцию, заставляя предприятия выпускать качественную продукцию и внедрять инновационные и «зеленые» технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

По словам первого заместителя АО «НК ҚТЖ», правильно выстроенная промышленная политика любого государства способствует удовлетворению потребностей в качественной технике, инфраструктуре и, конечно же, качественному развитию железнодорожного машиностроения.

Локализация производства

АО «НК ҚТЖ», уже на протяжении семи лет являясь членом некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), уделяет особое внимание вопросам технического регулирования, стандартизации, освоения новой железнодорожной продукции и локализации производства.

Главный инженер АО «НК ҚТЖ» Батыр Котырев также считает, что национальная компания играет большую роль в развитии железнодорожного машиностроения. Он отмечает, что в рамках повышения уровня локализации и производства железнодорожной продукции в Казахстане компания проводит работу по вопросам импортозамещения основной номенклатуры железнодорожных комплектующих – поставлена задача максимальной локализации путем усиления кооперации с производителями комплектующих.

 

По мнению президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, поддержка национальных экономик и производственных мощностей в Казахстане должна расти, чтобы была возможность говорить уже о таможенном пространстве. В целом Валентин Гапанович высоко оценивает работу казахстанских машиностроителей, в том числе по расширению линейки выпускаемой продукции и внедрению новых технологий.

Так, ежегодно предприятия Экибастузского железнодорожного кластера Railways Systems KZ могут производить около 200 тысяч железнодорожных колес различных типов, 300 тысяч железобетонных шпал, 42 тысячи железнодорожных осей, 20 тысяч колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, три миллиона комплектов рельсовых скреплений и 4,5 миллиона полимерных прокладок.

Построенные по самым современным технологиям заводы выпускают все необходимое для железнодорожных путей и вагонов. При этом сами изделия имеют огромный запас прочности и большой срок эксплуатации.

Асель ШАЙХЫНОВА

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: