Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
В текущем году Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) впервые достиг механической пропускной способности перекачки до 83 миллионов тонн нефти в год, заявил заместитель генерального директора АО «КТК-К» Кайргельды Кабылдин, выступая в ходе круглого стола «Транспортировка углеводородов в меняющемся мире» в рамках XV Евразийского форума KAZENERGY в Астане.
Увеличение пропускной способности стало возможным благодаря Программе устранения узких мест (ПУУМ), которая позволила осуществлять отгрузку нефти на танкеры одновременно с трех выносных причальных устройств.
По словам Кабылдина, согласно прогнозам, объемы перевалки нефти в этом году могут составить 63,7 миллиона тонн нефти, что превысит рекорд 2019 года, когда на экспорт было отправлено 63,3 миллиона тонн нефти.
В прошлом году Казахстан, бюджет которого зависит в большей степени от продажи нефти, испытал стресс в связи с внеплановой остановкой выносных причалов в черноморском порту Новороссийск, откуда добываемая в республике нефть уходит европейским потребителям. Несмотря на то, что поломка выносных причалов была устранена и запланированные объемы черного золота ушли на экспорт, РК вновь вернулась к политике диверсификации маршрутов поставок нефти на мировые рынки, уделяя внимание увеличению пропускной способности своих портов для доставки нефти в нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, который проходит по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Кроме этого, наша страна ведет переговоры с КНР об увеличении существующего нефтепровода Казахстан — Китай.
“Однако все альтернативные маршруты уступают в мощности и скорости поставок казахстанской нефти на мировые рынки”, — подчеркнул Кабылдин.
Кроме этого, он отметил, что для обеспечения бесперебойных поставок нефти консорциум в 2026 году приступит к замене действующих с 2001-го двух выносных причальных устройств.
“В ближайшие несколько лет планируем поменять 400 километров линейной части магистрального нефтепровода”, — сказал он.
Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1511 километров. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО “Транснефть” (доверительное управление) — 24 процента, “КТК Компани” — семь процентов, АО НК “КазМунайГаз” — 19, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15, LUKARCO B.V. — 12,5, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5, BG Overseas Holdings Limited — два, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — два и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75 процента.