Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Руководитель Службы комплаенс АО «Самрук-Қазына» Даурен Акшалов номинирован и включен в шорт-лист Первой премии International Compliance Association (ICA).
В честь своего двадцатилетнего юбилея Международная ассоциация комплаенс (одна из самых авторитетных организаций в этой отрасли в мире) выступила с идеей поощрения профессионалов в сфере комплаенс во всем мире.
International Compliance Association основана в 2001 году в Великобритании и является ведущим мировым провайдером профессиональной сертификации специалистов в Комплаенс. Ассоциация объединяет специалистов из более чем 50 юрисдикций по всему миру, является единственной признанной во всем мире международной организацией, содействующей регуляторам в установлении надлежащих стандартов компетенции по корпоративному управлению, рискам и комплаенс-менеджменту (GRC). Ведущий партнёр регуляторов, профессиональных организаций по профильной тематике в успешно развивающихся финансовых центрах, включая Лондон, Дубай, Сингапур, Куала-Лумпур, Сидней, а также имеет региональные офисы по Азии и по Ближнему Востоку.
В числе вошедших в шортлист премии International Compliance Association (ICA) по всему миру в номинации в категории – «Compliance Champion of the year» вошел руководитель Службы комплаенс АО «Самрук-Қазына» Даурен Акшалов.
Таким образом мировое сообщество профессионалов в сфере комплаенс в лице ICA отметило вклад команды Фонда в деле внедрения функции комплаенс и принципов деловой добропорядочности в нашей стране.
«В 2017 году, в рамках программы трансформации Фонда, комплаенс-функция была внедрена во всей группе АО «Самрук-Қазына». Этому предшествовала длительная работа по разработке и внедрению соответствующих политик и процедур. Замечу, что среди субъектов квазигосударственного сектора мы были первопроходцами в части построения компланс функции» - пояснил корреспонденту SK NEWS Даурен Акшалов.
Опыт Фонда был признан своего рода моделью, и нормы антикоррупционного комплаенс, принятые в АО «Самрук-Қазына» были взяты за основу для изменений и поправок, внесенных в антикоррупционное законодательство Казахстана.
В 2020 году, в целях превенции коррупционных проявлений в квазигосударственном секторе, опираясь на опыт Фонда, Агентство РК по противодействию коррупции выступило с инициативой обязательного введения института комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности, во всех компаниях квазигосударственного сектора. Соответствующие поправки были внесены в Закон «О противодействии коррупции».
В 2021 году рабочая группа Мажилиса Парламента РК, в состав которой входит Даурен Акшалов, выступила с инициативой введения независимости комплаенс-служб квазигоссектора от исполнительных органов компаний. Депутаты Парламента поддержали инициативу коллег, и в текущем году норма обрела законную силу. Теперь, по аналогии со службами внутреннего аудита, комплаенс-службы подчиняются – органам управления (советам директоров или наблюдательным советам), данные изменения являются прогрессивными и Казахстан стал первой страной, которая на законодательном уровне закрепила независимость комплаенс служб.
Проанализировав опыт АО «Самрук-Қазына», ICA отмечает результаты проактивной работы Даурена в сфере продвижение принципов деловой этики и комплаенс в нашей стране. Совместные проекты с Антикоррупционной службой и деловым сообществом Казахстана.
«Мы продолжаем активную деятельность в этом направлении, - рассказывает Даурен Акшалов. – Например, в 2021 году с единомышленниками в целях создания единой площадки по развитию института комплаенс я со своими коллегами создали Ассоциацию комплаенс и деловой этики. В настоящее время Ассоциация совместно с государственными органами, работаем над вопросом включения специализации «комплаенс специалист» в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, формируемый Министерством труда и социальной защиты РК».
Также ведется работа по созданию отдельной программы по специализации «комплаенс» в юридических вузах и учреждениях послевузовского обучения.
Положительный эффект влияния стандартов комплаенс на деятельность фонда отметил председатель правления АО «Самрук-Қазына» Алмасадам Саткалиев на недавней пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.
«Комплаенс становится одной из основных наших базовых служб контроля. Во-первых, мы обеспечили независимость комплаенс-офицеров – они напрямую подчиняются Совету директоров. Теперь все вопросы окладов, поощрений, отчетности идет напрямую в комплаенс-службу, минуя менеджмент компании. Во-вторых, комплаенс-офицеры получили доступ ко всем уровням, в том числе и стадиям принятия решений. Раньше в фонде комплаенс-офицер принимал участие в определенных видах деятельности, и, по сути, занимался аудитом внутренней нормативной документации на соответствие действующему законодательству, и, частично, занимались антикоррупционным аудитом закупок. Сейчас комплаенс-служба - это орган контроля над любыми возможными правонарушениями и отклонениями от стандартов деятельности фонда. То есть, все вопросы, которые идут от совета директоров; все вопросы, которые идут на правление фонда; все процедуры закупок, все процессы принятия решений, контроль над ценообразование – всё это проходит через обязательные заключения комплаенс-офицера. Комплаенс рассматривает все потенциальные риски, которые могут нанести ущерб репутации компании», - указал председатель правления фонда, отвечая на вопросы журналистов.