Главная Новости Кулекеев: отсутствие квалифицированных специалистов – проблема КТК
12 апреля 2022, 10:56 1798

Кулекеев: отсутствие квалифицированных специалистов – проблема КТК

Кулекеев: отсутствие квалифицированных специалистов – проблема КТК Жаксыбек Кулекеев, фото из открытых источников

Ремонтные работы на КТК, скорее всего, продолжатся до конца апреля, но есть надежда, что вопрос будет решен в ближайшие две недели. Об этом изданию Forbes.kz заявил советник генерального директора «Казахского института нефти и газа» Жаксыбек Кулекеев.

«Все необходимые материалы (для ремонтных работ) имеются в самом Новороссийске. Хотя много времени может уйти на замену и установку оборудования. Существуют также и экологические требования: во время ремонта ни одна капля нефти не должна разлиться в море. Поэтому агрегат необходимо полностью очистить от оставшегося внутри него сырья, а это непростая задача. Однако эксперты утверждают, что второй терминал будет сдан уже к 10 апреля. Если все пойдет по плану, экономика страны не должна сильно пострадать», - считает Жаксыбек Кулекеев.

По мнению эксперта, главной проблемой обслуживания КТК стала нехватка квалифицированных кадров.

 «Каспийский трубопроводный консорциум не является собственностью отдельно взятого государства. А порт и его причалы принадлежат консорциуму, где до последнего момента работали специалисты из разных стран. Однако из-за конфликта между Россией и Украиной многие иностранные компании отозвали оттуда свой персонал. По нашим данным, именно после этого на терминале возникла нехватка квалифицированных специалистов и проблемы с техоборудованием. На терминале имеются крупные и сложные конструкции, обслуживание которых требует высокого профессионализма. Вероятно, местные кадры, заменившие иностранных специалистов, не справились с задачей. Это мое личное мнение, но, возможно, именно это является одной из главных причин аварии. Однако я надеюсь услышать мнение специалистов, которые, уверен, проведут тщательное расследование причин аварии и объявят публично свое экспертное заключение», - считает Жаксыбек Кулекеев.

По словам эксперта, когда работали оба терминала в Новороссийске, они загружали в танкеры по 10 тысяч тонн нефти в час. Сейчас работает только резервный терминал. При этом, даже работая в полную мощность, одна установка способна заливать в час лишь 6000 тонн сырья. «Это в час на 4 тыс. тонн меньше, чем раньше. Если второй блок не будет введен в строй в ближайшее время, то нам придется сократить добычу на 40%. Это довольно сложная ситуация для нефтяных компаний, работающих в нашей стране», - отмечает Жаксыбек Кулекеев.

Эксперт также сообщил, что ранее Казахстан экспортировал через КТК более 5 млн тонн нефти ежемесячно.

 «Сейчас нам придется экспортировать менее 2 млн тонн нефти в месяц. Если взять цену на нефть 800 долларов за тонну, выручка наших компаний составит менее 1,6 млрд. долларов в месяц. А если разделить эту сумму на тридцать дней, то в результате аварии наши компании будут терять 54 млн. долларов ежедневно. Конечно, это огромные потери», - говорит эксперт.

Маршрут нефтепровода КТКМаршрут нефтепровода КТК

Напомним, на сегодняшний день правительство Казахстана и Каспийский трубопроводный консорциум проводят двусторонние консультаций по срокам восстановления работы новороссийского нефтяного терминала. В то же время Казахстан не исключает возможность увеличения экспорта нефти на основе альтернативных маршрутов.

 «Первый из них – вышеупомянутый трубопровод Атырау – Самара, который имеет выход к Черному и Балтийскому морям. Сейчас по нему можно транспортировать до 6 млн тонн нефти в год. Второй альтернативный маршрут – морской порт Актау. В свое время мощность порта была расширена до 12 млн тонн, но сейчас она несколько ограничена. Через Актауский порт по Каспию можно транспортировать до 5 млн тонн нефти в Черное море (через Баку). Мы можем также перевозить нефть и по железной дороге, но, к сожалению, количество вагонов у нас ограничено. Потенциал маршрута Атасу - Алашанькоу тоже невелик», - считает экономист.

Эксперт соглашается, что у страны имеются и другие маршруты по транспортировке нефти, однако «их потенциал значительно ниже», чем у КТК. «Пропускная способность трубопровода Атырау – Самара, построенного еще в советское время, составляет около 17 млн тонн в год. Также еще до запуска КТК мы экспортировали около 12 млн тонн нефти в год через Каспийское море. Но за последнее десятилетие инфраструктура Актауского порта серьезно ослабла. В любом случае основная инфраструктура для транспортировки казахстанской нефти – это КТК», - подчеркнул Жаксыбек Кулекеев.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: