Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Карагандинское локомотивное эксплуатационное депо – одно из передовых подразделений железной дороги. По объему перевозок груза и пассажиров оно занимает второе место по стране, уступая лишь павлодарскому депо. В конце этого года предприятие отметит 90-летний юбилей со дня основания.
В депо трудятся свыше 1 400 человек, в их числе 1 200 работников локомотивных бригад. В коллективе – сотни квалифицированных специалистов, десятки трудовых династий. Журналистам довелось побывать там, где рождается движение пассажирских и грузовых поездов Карагандинского региона.
Главные в депо
В Карагандинском регионе сосредоточена огромная часть отраслевой промышленности страны. Локомотивные бригады долгожителя стальной магистрали обсуживают участки Караганда – Сарыагаш, Караганда – Астана и Караганда – Агадырь. Грузовые поезда следуют под управлением карагандинских машинистов до станции Мойынты. Ежесуточно от Астаны до Мойынты проходит до 30 пар пассажирских поездов и до 40 пар грузовых составов.
Машинисты депо – активные новаторы. Они одними из первых в стране стали управлять современными отечественными локомотивами серии Evolution и разработанные компанией Alstom, покорили скоростной экспресс Астана – Алматы, поезд «Тальго».
К машинисту предъявляют высокие требования. Он – главный на железной дороге. От его действий зависят безопасность движения поездов, сохранность грузов и самое главное – жизни и здоровье пассажиров.
Машинист должен чувствовать путь, поезд, просчитывать и соблюдать скоростной режим на различных участках, наблюдать за сигналами и показаниями контрольно-измерительных приборов. Должен знать законы теплотехники, электротехники, механики и наряду с этим блестяще владеть практическими навыками управления локомотивом.
Чтобы всегда быть в тонусе, работники локомотивных бригад регулярно посещают технические занятия, проходят инструктажи.
«Работать на железной дороге остаются преданные ей и достойные люди, профессионалы, обладающие высокой ответственностью, железной волей, выдержкой и самодисциплиной», – отмечает инструктор локомотивных бригад Вадим Ким.
В депо говорят, что работа машиниста и его помощника – ежедневная проверка на оперативность, бдительность и внимательность. Бывают ситуации, когда есть только доли секунды, чтобы принять единственно верное решение.
Настоящим испытанием на профессионализм стало для машиниста электровоза Алексея Свиридова событие, произошедшее в январе этого года. Из-за перепадов температур произошел, говоря железнодорожным языком, выброс пути, то есть была создана ситуация, угрожающая безопасности движения поезда. Локомотивная бригада справилась со своей задачей. Машинист сумел остановить поезд буквально в нескольких метрах от беды.
Алексей Свиридов работает на железной дороге 16 лет. Начинал помощником машиниста, прошел обучение на курсах машиниста поездов и уже 13 лет самостоятельно водит поезда. За эти годы он дважды проявил знание своего дела, не терял присутствия духа в экстремальной ситуации.
Мастера шифровки
Отдел расшифровки играет важную роль в ежедневной деятельности депо. Здесь анализируются результаты каждой поездки локомотивных бригад. Инженеры- расшифровщики – уникальные работники, умеющие читать записи скоростемеров.
В отдел расшифровки поступают данные, записанные на бумажном или электронном носителе – кассете регистрации параметров движения локомотивов, оборудованных КЛУБ-У (комплексное локомотивное устройство безопасности – унифицированное).
На бумажном носителе фиксируются в виде графиков и множества линий показатели поездки: временные остановки, скорость движения локомотива и другое. Это напоминает сердечную кардиограмму. Задача расшифровщика скоростемерных лент – провести диагностику, выявить отклонения от нормы и установить диагноз, дать оценку труда машинистов и их помощников.
Кассеты регистрации расшифровываются на стационарных компьютерах и также выявляют погрешности в работе машинистов в пути следования. Расшифровщики до мелочей должны знать специфику работы локомотивных бригад.
Затем вся информация передается машинисту-инструктору, который совместно с локомотивной бригадой проводит «работу над ошибками».
«Наша задача – подсказывать, на что обратить внимание, как повысить уровень безопасности движения поездов. Работа расшифровщика нацелена на предупреждение нарушений и повышение потенциала локомотивщиков», – говорит инженер-расшифровщик Светлана Ильина.
Ежесуточно в отделе обрабатывается до 100 скоростемерных лент и кассет. Работа ответственная, требует внимательности.
Светлана Ильина – одна из самых опытных в отделе. Непосредственно по нынешней специальности она работает 27 лет. За это время накопила богатый опыт. Знания и традиции расшифровки передаются от специалиста к специалисту.
Сильное звено
На рабочем месте начальника резерва локомотивных бригад Айгуль Куатовой – железный порядок. В ее кабинете расположена ситуационная карта графика работы локомотивных бригад, где в многочисленных промаркированных ячейках тщательно рассортированы фамилии машинистов, которые находятся на рабочем месте, в резерве, в отпуске или на отдыхе дома. Огромный стеллаж хранит ценную информацию и разобраться в ней может только специалист.
– Наша главная задача – организовать режим труда и отдыха для машинистов и помощников машиниста, контролировать выработку часов локомотивных бригад. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад не может превышать 12 часов, столько же должен составлять отдых между поездками, – говорит Айгуль Куатова.
Начальник резерва – это всегда пунктуальный, ответственный и коммуникабельный человек.
Ни дня без спорта и песни
Коллектив депо добивается хороших показателей не только в производственной деятельности. Председатель профсоюзного комитета Ерлан Муканов рассказал, чем живет его родное предприятие сегодня. Ерлан – коренной карагандинец. Работал помощником машиниста, прошел обучение на машиниста локомотива. В 2020 году коллектив избрал молодого, активного и перспективного специалиста своим профсоюзным лидером. Сегодня Ерлан – идейный вдохновитель всех культурных и спортивных мероприятий. Он с гордостью демонстрирует витражи со спортивными наградами. Трудно сосчитать, сколько было побед за почти 90-летнююю историю депо. Среди работников много мастеров и ветеранов спорта.
В депо сформировалась своя футбольная команда, которая является четырехкратным чемпионом по мини-футболу среди железнодорожников Казахстана. А волейбольная команда – чемпион среди железнодорожников по Карагандинской области.
Гордость коллектива – оператор по обработке перевозочных документов центра оперативно-технического учета Галина Золотухина. Карагандинка не раз доказывала на соревнованиях, что ей нет равных в легкой атлетике, лыжных гонках и настольном теннисе. Говорят, что у некоторых участников соревнований портится настроение, когда узнают, что Галина выйдет «на поле боя» – знают, что победа будет за ней.
Машинист электровоза Николай Сидоренко со школы занимается спортом. Он родом из Агадыря, где сильная школа гиревого спорта. Сегодня деповчанин с легкостью 200 раз поднимает гирю весом 24 килограмма.
«Спорт – отличный способ оставаться в хорошей физической форме, он дарит приятные эмоции», – говорит спортсмен-любитель.
Впервые в этом году состоялись состязания среди машинистов и помощников по подледной спортивной рыбалке на Самаркандском водохранилище в Темиртау. Победа в номинации «За самый большой вес пойманной рыбы» досталась машинисту Александру Александрову. Теперь он будут представлять железнодорожников Карагандинской области на соревновании Федерации профсоюзов РК.
В депо есть свой хор машинистов и ансамбль домристов. На каждом празднике они поют о своей любви к железной дороге, своему родному краю.
Под перестук колес
История локомотивного депо берет свое начало в далеких 30-х годах, когда шло строительство железной дороги через станции Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды. Новая ветка способствовала быстрому развитию угольного производства региона, стала частью Транскаспийского международного транспортного маршрута, соединяющего Азию и Европу.
Депо создавалось на базе промывочного цеха по ремонту паровозов. Первые паровозы серии Э обслуживали участки Караганда – Анар, Караганда – Угольная. В годы Великой Отечественной войны карагандинцы бесперебойно снабжали передовую топливом, металлом, продовольствием и другими грузами. Послевоенные годы стали периодом роста производственного и эксплуатационного потенциала предприятия.
Сегодня коллектив успешно выполняет все производственные показатели, обеспечивает безопасность движения поездов, повышает производительность труда.
Любовь ПОДОЛЯК