Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
В решении трудовых споров важным моментом является медиация – способ решения проблем между работником и работодателем при посредничестве третьей стороны. Однако, как показывает практика, стороны часто предпочитают решать споры самостоятельно, а зачастую обращаются к медиаторам, когда ситуация близка к критической. Поэтому профессионалы советуют всем не затягивать, даже когда есть возможность справиться с проблемой на начальном уровне.
Ирина Виговская начала заниматься медиацией, когда в Казахстане еще мало кто знал даже о значении этого слова. Она является директором Казахстанского центра медиации с международной аккредитацией, и сегодня Ирина Виговская в перерыве между консультациями и семинарами дала несколько советов читателям SK News.
В первую очередь следует отметить, что существуют разные степени и стадии трудовых споров. То есть их нельзя определить как что-то единое и однообразное. Например, есть досудебная стадия разрешения споров – на уровне согласительной комиссии. Если говорить об индивидуальных обращениях, то компании стараются урегулировать их сами, а к медиаторам обращаются чаще только в каких-то нестандартных ситуациях. Если говорить по коллективным трудовым спорам, то на самом деле их не так много. А вообще, медиаторов можно привлекать на любом этапе. Хотя, как правило, медиаторы поздно узнают о том или ином споре.
Практика показывает, что работники и работодатели обращаются к медиаторам в равной степени. При этом следует отметить, что ситуации могут быть разными, поэтому каких-то единых стандартов разрешения назревающих споров или уже существующих конфликтов нет. Тем более что у медиаторов жестко поставлен вопрос конфиденциальности – вместе с клиентами они подписывают соглашение о неразглашении. Такая же норма прописана и в законе.
Вместе с тем, не называя имен, Ирина привела пример, когда у человека оказалось два трудовых договора – один на определенный срок, а другой – на неопределенный, причем с идентичными номерами. Такая нестандартная ситуация сложилась в силу человеческого фактора и каких-то нюансов. В итоге был проведен диалог и стороны пришли к взаимовыгодному консенсусу.
Как бы то ни было, как считают медиаторы, практически любой конфликт может быть разрешен. Но лучше всего делать это на начальной стадии, когда стороны еще могут договориться между собой, ударить по рукам и прийти к согласию. Это как при болезни – ее легче предотвратить и вылечить при первых симптомах, не затягивая. Но лучше это делать при посредничестве медиаторов, это дает намного больше шансов "на выздоровление".
Ирина Виговская говорит по этому поводу: "Чем быстрее они бы обращались к нам, медиаторам, тем лучше было бы для всех. Потому что зачастую к нам приходят уже на той стадии, когда все напряжены и разрешать трудовые споры уже достаточно трудно. Могу сказать однозначно: если бы конфликтующие стороны сами могли разрешить спор, то они не приходили бы. Согласитесь, в стадии любого конфликта есть разные периоды: когда еще можно договориться друг с другом и когда сделать это уже почти нереально. Поэтому чем быстрее вы обратитесь к нам за помощью (хотя бы в виде консультации), тем это будет быстрее, дешевле и менее болезненно для вас".
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ