Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Ветеран железнодорожной отрасли и почетный железнодорожник Даулетбай Есимбеков собрал по крупицам малоизвестные исторические факты о строительстве железнодорожного участка Мойынты – Шу, в котором принимал участие его отец Дасере Есимбеков. В отдельном издании представлены редкие материалы, посвященные строительству железнодорожной линии: копии раритетных исторических документов, схем линии и фотографий - Rail-news.kz.
Строительство участка началось в 1947 году в тяжелые послевоенные годы и завершилось в 1953 году. Дорога протяженностью 438 км шла по безводной территории Сары-Арки и Мойынкума. Строители всенародной стройки продемонстрировали сплоченность и самоотверженный труд на благо родной страны. Стальная магистраль имела огромное народно-хозяйственное значение для Казахстана. Она открыла путь карагандинскому углю и целинному хлебу в республики Центральной Азии, соединила север и юг страны.
Строительство железнодорожной линии Мойынты – Шу одновременно стартовало со станции Мойынты Карагандинской железной дороги и со станции Шу Туркестано-Сибирской железной дороги. На стройке росла производительность труда. В 1953 году этот показатель достиг 130%. Здесь разворачивалось социалистическое соревнование за перевыполнение норм выработки, сокращения сроков по вводу в эксплуатацию объектов строительства, за досрочную сдачу линии в постоянную эксплуатацию. Трудовые рекорды ставили стахановцы, ударники и передовики производства.
Благодаря строительству в пустыне, которую прежде называли "голодной степью", выросли поселки. На станциях были построены вокзалы и пассажирские платформы, тепловозные депо, жилые дома, объекты культурного быта и коммунального назначения, общественного питания, торговли и здравоохранения, детские сады и интернаты для детей железнодорожников.
Было введено в эксплуатацию 22,5 тысяч квадратным метров жилой площади. Малоэтажные помещения и жилые дома для железнодорожников строились поточно-скоростными методами. Линию Шу - Мойынты строил фактически весь Казахстан, она превратилась в подлинно народную стройку. На стройке действовала особая поощрительная система труда: сдельно-прогрессивная и аккордно-премиальная. Кадры набирались в основном из местного населения.
Земляное полотно насыпалось тысячами колхозниками, командированными со всей республики. В летние месяцы число занятых на строительстве доходило до 15 тыс. человек.
Открыл движение по новой линии груженный углем тяжеловесный поезд. Топливо было добыто сверх плана передовыми карагандинскими шахтами. Навстречу грузовому поезду с юга шел другой состав с цистернами для горючего, полувагонами под уголь, крытые с товарами народного потребления и фруктами. Так началось регулярное движение поездов.
В прошлом году по инициативе центрального совета ветеранов и ветеранов Жамбылского отделения КТЖ на станциях, через которые проходила дорога, были установлены мемориальные доски. И в честь завершения строительства железной дороги Мойынты – Шу вычеканена юбилейная медаль.
10
Самрук-Казына: Наурыз – праздник обновления и надежды!
10
ТОО «Богатырь Комир» растит батыров
7
«Теміржол аруы». ҚТЖ үздіктерді анықтады
6
Энергетика Алматы в надежных руках
0
В Жанаозене при поддержке АО «Озенмунайгаз» отреставрировали ДК «Мунайшы»
0
"Мы теперь не домоседы". Фоторепортаж
0
Внимание, вы входите в зону карантина. Какая она – временно нелюдимая столица?
0
Air Astana провела экскурсию для участников программы "Жас Өркен". Подробности из закулисья
16
"Высокое напряжение". Сотрудники "дочек" Самрук-Энерго поучаствовали в Алматинском полумарафоне
4
Табиғи газды арқау еткен автошеру басталды
10
В спартакиаде Казатомпрома победила команда УМЗ
0
Туған елге саяхат!
31
08 декабря 15:39
Сотрудник АлЭС выиграл квартиру в финале проекта «Ең мықты»
56
08 декабря 12:24
В Кокшетау строят современную ТЭЦ на технологиях «чистого угля»
98
05 декабря 17:59
QID қауымдастығы «KEGOC» АҚ Директорлар кеңесінің мүшесі Дамир Суентаевты марапаттады