Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
От распределения медалей до увольнений: на что жалуются работники портфельных компаний "Самрук-Қазына"? Ответ на этот вопрос знают аналитики Центра социального взаимодействия и коммуникаций (ЦСВК), которые осуществляют постоянный мониторинг жалоб и обращений сотрудников группы компаний Фонда.
Жалобы бывают индивидуальными – когда недоволен лишь один сотрудник, и коллективными – если проблему в своей работе видит группа людей.
"Количество индивидуальных жалоб в потрфельных компаниях остается в пределах нормы. Что касается коллективных жалоб, если рассматривать более длительный период времени, то можно сказать, что на производствах, связанных с тяжелыми видами труда, количество коллективных обращений растет. Это связано с низкой эффективностью работы согласительных комиссий, в которых на паритетной основе представлены и работники, и работодатели", – делится Сандугаш Искендирова, эксперт по социально-трудовым отношениям Фонда.Адресаты жалоб
Другой интересный вопрос: куда обращаются сотрудники, если хотят выразить недовольство? По итогам 2016–2018 годов видно, что работники стали чаще решать споры в процессе переговоров с руководством.
"В группе компаний Фонда обязательны встречи первых руководителей с трудовыми коллективами, на которых разъясняются права работников, а также ценности и перспективы развития компании. В связи с этим доверие сотрудников повышается, и в случае нарушения своих прав работники в первую очередь обращаются к начальству. Динамика мониторинга жалоб и обращений это подтверждает", – отмечает специалист.
Количество же обратившихся во внешние организации – в партию "Нұр Отан", Администрацию Президента или профсоюзы, а также в правоохранительные органы падает. Это связано как раз с тем, что сотрудники стараются решить проблемы до суда путем переговоров с руководителями и медиации.
Однако надо отметить, что среди более чем 250 тысяч сотрудников "дочек" Фонда только 0,023% выразили готовность обратиться к профсоюзам в случае нарушения своих прав. Эту статистику при проведении ежегодного опроса вывели аналитики ЦСВК в исследовании "Индекс социальной стабильности".
"Доверие к профсоюзам упало как со стороны работников, так и со стороны работодателя. К сожалению, практика показывает, что отечественные профсоюзные лидеры, как правило, занимаются лишь распределением путевок в санатории и детские лагеря. Это советский подход, который давно устарел. Часто профсоюзные работники становятся "карманными", то есть действуют, скорее, в интересах работодателя, нежели работников. Современный же профсоюзный работник может быть лояльным к работодателю, но при этом достаточно грамотным, чтобы отстоять интересы сотрудников, что по сути является его главной миссией. Хотя встречается и обратное. Если представитель работников зависит от членских взносов, то он становится неадекватным в своих требованиях, явно создавая эффект бурной деятельности, чтобы оправдать ожидания коллег", – рассказывает собеседница.