Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Олег Червинский, журналист, эксперт нефтегазовой отрасли, издатель журнала "Petroleum" - специально для SK NEWS.
В марте текущего года на принадлежащем нацкомпании «КазТрансОйл» Батумском нефтяном терминале в Грузии возобновились погрузки на беспричальном наливе тёмных нефтепродуктов, произведенных на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах. Продукция грузится на танкера типа Aframax партиями по 60 000 - 80 000 тонн и направляется к покупателям в Европу, говорится в сообщении «КазТрансОйла».
Событие это – знаковое: отгрузки казахстанского мазута и газойля через Батуми прекратились почти 6 лет назад, в октябре 2018 года, переместившись в российские порты Чёрного и Азовского морей. Так было дешевле и быстрее. Сейчас этот регион стал «горячей точкой» на карте, и страховка существенно увеличивает стоимость фрахта танкера. А отгрузка в Батуми тёмных нефтепродуктов крупнотоннажными партиями на танкера Aframax позволяет клиентам снизить транспортные расходы, что делает этот маршрут казахстанских грузов на экспорт более привлекательным. Больше клиентов – значит, больше доход у ООО «Батумский нефтяной терминал», экономическое положение которого в последние годы было, мягко говоря, не блестящим.
Казахстан покупал терминал в Батуми и брал в управление Батумский морской порт в 2008 году в ожидании «большой каспийской нефти». Не срослось. Кашаган, как известно, является первым, но и пока единственным месторождением в казахстанском секторе Каспийского моря, на котором ведется промышленная добыча нефти. Остальные перспективные проекты «застряли» на этапе разведки. Акционеры Кашаганского консорциума после реализации проекта расширения нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» Каспийского трубопроводного консорциума именно этот маршрут выбрали как самый быстрый и самый дешевый, для экспорта добываемой нефти.
Мощности Батумского терминала долгие годы оставались незагруженными. Всё изменил 2022 год, когда после начала военных действий в Украине мир оказался в новой геополитической реальности. И оценил географическое положение Казахстана как надежного моста между Азией и Европой. При поддержке Европейского Союза сейчас активно развивается проект так называемого «Срединного коридора» (Middle Corridor), в котором задействованы порты Актау и Курык.
В 2023 году через порт Актау на экспорт было отгружено 3,37 млн тонн казахстанской нефти, при том, что годом ранее – только 1,1 млн. И эта цифра будет расти. По Срединному коридору на европейский рынок будут поступать не только нефть и нефтепродукты из Казахстана, но и зерно, удобрения, контейнеры с товарами из Китая и стран Центральной Азии. А это значит, Срединный маршрут через Казахстан становится новым Шёлковым путем 21-го века!