Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Осенью этого года старейшая нефтедобывающее предприятие Казахстана АО «Эмбамунайгаз» отметит столетний юбилей. Если история развития и достижения ЭМГ более-менее хорошо известны и доступны из открытых источников, то события, предшествующие созданию компании, скупы, разрозненны и, увы, не всегда достоверны. А потому предлагаем вам увлекательное путешествие к истокам истории отечественной нефтянки.
Итак, в Казахстане история нефтяной отрасли берет начало с обширной территории Прикаспийской низменности, с бескрайних степей междуречья Волги, Урала и Эмбы, где издавна скрещивались важные торговые и караванные пути из Европы в Среднюю Азию и Китай.
Месторождение Доссор, дореволюционная почтовая открытка
Предки казахов, испокон веков кочевавшие по этой огромной территории, не раз встречали выходы нефти на поверхности земли. Естественно, представления о ней, как о сырье и топливе, были у них самые смутные. Известно, что в те далекие времена нефть собиралась ими из неглубоких ям и употреблялась как лечебное и смазочное средство. Активное же научное изучение региона началось после присоединения казахских жузов к России (XVIII – XIX вв), когда в Урало-Эмбинский район потянулись экспедиции под началом ученых, естествоиспытателей, путешественников и военных картографов.
Нефтяной фонтан на месторождении Доссор. Фото приблизительно 1912 года
Так в течение всего XVIII века и в первой половины XIX века эти места посетили такие исследователи, как И.И. Лепёхин, П.И. Рычков, П.С. Паллас, Г.П. Гельмерсен и другие ученые. По результатам экспедиций были опубликованы материалы, где имеются гидрографические и топографические данные, а также краткие геологические оценки имеющихся полезных ископаемых.
Впервые печатные сведения о поверхностных выходах нефти на Эмбе были представлены геологом Ковалевским в 1840 году в «Горном журнале». Двадцать лет спустя в этом же издании вышел в свет отчет ученого-путешественника Н.А. Северцева. В нем автор указывает на родник Мунайлы (нынешний Доссор), где нефть всплывает на воде, вытекающей из вершины бугра, который состоит из нефти (имеется в виду соляно-купольная структура).
В 1895 году появился первый коммерсант – купец Ю.Т. Лебедев из российского города Соль-Илецка. Он провел разведку нефти на Доссоре и Карачунгуле, однако из-за нехватки средств не добился успеха и продал свою лицензию группе петербургских предпринимателей. Последние организовали фирму под названием «Эмба-Каспийское товарищество», которое приступило к бурению ручными станками на перспективных площадях в Доссоре, Искине, Карачунгуле и Каратоне. И вот 13 ноября 1899 года произошло радостное для первопроходцев событие: на карачунгульской скважине №7 с глубины около 42 метров ударил первый мощный фонтан! Эта новость вызвала тогда большой ажиотаж, а ныне эта дата считается отправной точкой отсчета начала нефтедобычи в Казахстане.
Следующее по значимости крупное событие произошло через 12 лет, когда одна из работающих на территории региона компаний – «Урало-Каспийское нефтяное общество» (УКНО) – нашла большую нефть на Доссоре. Мощный фонтан был получен 29 апреля 1911 года, и с этого дня Урало-Эмбинский район привлек уже мировое внимание.
Доссорский нефтяной фонтан взбудоражил дельцов, которые в массовом порядке принялись подавать заявки на разведку месторождений. Нефтяная горячка продолжалась на протяжении трех лет. В Уральской губернии (Гурьев-Атырау входил в нее на правах уездного города) до середины 1914 года была подана 51 тысяча (!) заявок, из которых 38 тысяч – после доссорского фонтана. В статье «Заявочная неразбериха», опубликованной в журнале «Нефтяное дело», подчеркивалось, что наряду с растущей заявочной горячкой в степи не ведется никаких серьезных разведочных работ и неизвестно, чем все это закончится. Однако, с лета 1914 года заявочная кампания резко пошла на спад, а затем и вовсе прекратилась. Началась Первая мировая война.
Приведенные цифры о десятках тысяx потенциальных нефтеразведчиков вовсе не означали, что на степных просторах Прикаспия высадилась армия жаждущих легко и быстро разбогатеть. В общей сложности, до 1917 года на проведение нефтеразведок царским правительством было выдано 94 свидетельства разным компаниям и частным лицам. Но фактически на территории Урало-Эмбенского района более или менее активную работу вел десяток компаний, при этом часть из них выступала в роли подрядчиков. В основном это были совместные англо-российские предприятия или, как их тогда называли, «общества» и «товарищества»: «Эмба», «Московско-Волжское общество», «Товарищество Бр. Нобель», «Западно-Уральское общество», «Эмба-Доссор», упомянутое уже УКНО, а также «Эмба-Каспийское нефтяное общество» и «Колхида».
Здание, в котором до 1918 г. находилось УКНО, сохранилось до наших дней
Вплоть до установления в 1920 году в Урало-Эмбинском районе советской власти больше не было открыто ни одного крупного месторождения, кроме Маката (1915 г.). И к тому времени нефтяная отрасль региона, разрушенная гражданской войной (1918 – 1922 г.г.), пребывала в полном упадке. Практически все промыслы простаивали. В связи с этим для восстановления разрушенного хозяйства в апреле 1920 года образуется Управление нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района. Впоследствии, 1 октября 1922 года, его преобразовали в трест «Эмбанефть», и именно с этой даты начинается официальная история нашего юбиляра – АО «Эмбамунайгаз».
Административное здание треста «Эмбанефть», 1931 г
Первоначально трест «Эмбанефть» находился в Москве, в ведение которого входили не только промыслы Урало-Эмбы, но и ряд нефтеперерабатывающих заводов. Вскоре головной «офис» в силу объективных причин перевели в Гурьев.
Первым руководителем Управления (а также «Эмбанефти» в 1922-23 гг.) стал специалист-нефтяник Рувим Наумович Фридман, столкнувшийся с целым комплексом проблемных задач, к решению которых (как свидетельствуют архивные документы и, главное, последующие результаты) он приступил с большой энергией и знанием дела. Но это уже другая история…
Нефтяники-эмбинцы сегодня
Лев Гузиков