Главная Новости Отказ от госрегулирования цен на автотопливо снизит цены на бензин?
11 июля 2024, 13:46 366 Алексей Банцикин

Отказ от госрегулирования цен на автотопливо снизит цены на бензин?

Отказ от госрегулирования цен на автотопливо снизит цены на бензин? Иллюстративное фото из открытых источников

Отказаться от регулирования цен на ГСМ предложили в Агентстве по защите и развитию конкуренции, сообщает LS

В АЗРК отмечают, что недропользователи несут убытки из-за внутреннего регулирования цен. В то же время компании (осваивающие три крупных месторождения - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – и добывающие 67% от всей добытой нефти в стране), которые работают по соглашению о разделе продукции (СРП), не имеют обязательств по поставкам в Казахстан и направляют все сырье на экспорт по стоимости, сложившейся на мировом рынке.

Согласно анализу агентства, в 2023 году добыча нефти и газового конденсата составила почти 90 млн тонн. На экспорт пришлось 70,5 млн тонн. Переработка на НПЗ – 16,6 млн тонн (18,5% от общего объема производства).

Из 105 организаций, которые реализуют нефть на внутреннем рынке, в прошлом году 6,5 млн тонн пришлись на группу CNPC (39,3%), и 4,7 млн тонн – на "КазМунайГаз" (28,2%). На остальные субъекты пришлось 5,4 млн тонн (32,5%). В связи с этим сфера оптовой реализации нефтепродуктов характеризуется как высококонцентрированная. А две группы компаний признаны субъектами, занимающими доминирующее положение.

При этом, по прогнозам министерства энергетики, основная социальная нагрузка по поставкам сырья в Казахстан ложится на недропользователей, относящихся к стареющей группе месторождений. По прогнозу Минэнерго, к 2030 году объемы добываемых ими углеводородов снизятся на 5 млн тонн, или на 15%, тогда как рост потребления прогнозируется на уровне 20%.

Это увеличит нагрузку с текущих 55% до 77%, что при сохранении нынешней ситуации исчерпает возможности производителей нефти по субсидированию внутреннего рынка.

В АЗРК назвали барьеры, которые мешают развивать конкуренцию в стране.

В первую очередь влияет высокая налоговая нагрузка по контрактам на недропользование по углеродам. По данным ассоциации PetroMining, нефтегазодобывающие организации занимают первое место среди всех отраслей по уровню налоговой нагрузки: КНН (коэффициент налоговой нагрузки) составляет 28,5% по методике министерства финансов; у тех, кто работает по СРП – 29%. В сфере добычи металлургических руд КНН равен 15,9%, ГМК-производства – 7,4%.

В АЗРК привели несколько причин. В том числе то, что в набор для недропользователей включены НДПИ, рентный налог, ЭТП, налог на сверхприбыль, бонусы и прочие платежи. Помимо этого, также предусмотрены контрактные обязательства, которые несут существенную финансовую нагрузку.

Режим СРП ввиду его стабильности невозможно поменять, и любые попытки государства по его пересмотру могут привести к рискам международных разбирательств.

Возвращаясь к регулированию внутренних цен на ГСМ, в агентстве отметили, что из-за потолка ниже себестоимости отрасль является убыточной. В то же время сектор углеводородного сырья требует существенных инвестиций в геологоразведку, где большинство участков уже изучены и необходимы инвестиции в слабоизученные либо сложные морские участки. Общее падение добычи за последние пять лет составило 17%, что в абсолютном выражении составляет 3,6 млн тонн. Инвестиции в геологоразведку значительно снизились: в среднем инвестиции за период с 2011 по 2016 год составляли $855,5 млн, тогда как с 2017 по 2022 год –  $318 млн (-2,6 раза).

В АЗРК отметили, что улучшенный модельный контракт помогает привлечь деньги в сложные проекты. Однако текущая налоговая модель не заинтересовывает в реинвестировании в разведку и добычу нефти.

Еще одним барьером является монопольное положение национальной компании на рынке магистральных трубопроводов. Из-за этого существует односторонний (монопольный) рост тарифов на транспортировку, который напрямую влияет на доходность недропользователей. Также существует риск отказов национальной компании в доступе к трубопроводной мощности по причинам отсутствия дополнительной свободной пропускной способности или как скрытой ограничительной меры в экспорте.

Таким образом, экспортный потенциал компаний напрямую зависит не только от потребности внутреннего рынка (административное государственное регулирование), но и от национальной компании.

Возможности магистральных операторов оказывают влияние на Казахстан в связи с недополучением недропользователями прибыли и непрозрачными условиями транспортировки нефти.

Проблемой в АЗРК назвали и квотирование поставок сырья местным переработчикам. Графиком определяются наименования недропользователей, объемы и НПЗ, без достаточного учета экономической и логистической составляющих собственников черного золота.

Не предусмотрены критерии формирования перечня добывающих организаций, осуществляющих поставки на внутренний рынок, и объемов для каждого из них. В связи с этим в АЗРК назвали этот механизм распределения непрозрачным.

Кроме того, право "КазМунайГаза" в области углеводородов на основании прямых переговоров является тормозящим фактором перед непосредственным аукционом на участок и добычу нефти. Более того, это является дестимулирующим фактором в части увеличения финансирования разведки и усовершенствования потенциала R&D разработок КМГ (поскольку определенная часть рынка гарантирована государством).

Предельные цены на ГСМ и черное золото в стране также беспокоят АЗРК.

«Сложившаяся ситуация является наибольшим сдерживающим фактором в экономическом развитии организаций, влияющим на уровень добычи и восполнение ресурсной базы. В целях его устранения необходимо приравнять маржинальность от реализации нефти на экспорт с внутренним рынком посредством дерегулирования ценообразования ГСМ в стране», – пояснили в агентстве.

В связи с этим в АЗРК предложили пересмотреть правила определения предельных цен на топливо с учетом их поэтапного увеличения и для перераспределения дохода в сторону собственников нефти. Впоследствии стоимость должна быть отпущена в свободное плавание.

Также необходимы прозрачные механизмы и правила равноправного доступа к транспортировке сырья и его переработке на НПЗ.

Помимо этого, нужна отмена либо ограничение преимущественного права нацкомпании по разведке и добыче в рамках прямых переговоров на месторождениях.

Кроме того, в агентстве предлагают реформировать систему продажи месторождений, очищенных от правовых притязаний по границам контрактных территорий.

В АЗРК рекомендуют профильному ведомству инициировать нормативные поправки, которые будут регулировать квоты на поставки углеводородов.

По мнению ведомства, необходима и разработка налоговой модели, предусматривающей преференции при наличии вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) и инвестиций в разведку.

Также в агентстве акцентируют внимание на развитии частных ВИНК на данном рынке и привлечении частных инвестиций.

Помимо этого, требуется разработка маркетплейса на базе НПЗ при покупке черного золота для самостоятельной переработки.

Резюмируя вышесказанное, агентство планирует включить в свой план работы анализ состояния конкуренции по транспортировке нефти через трубопроводы (за исключением субъектов естественной монополии) и по ее переработке.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: