Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Свое мнение по поводу целесообразности отстрела сайгаков в Казахстане высказал известный экоактивист и тележурналист Сергей Пономарев
«Справа и слева по степи табуны сайгаков. Чебушата весело подпрыгивают и улепётывают вслед за мамами. Животных видно и без бинокля, но мы поднимаем дроны и наблюдаем многотысячные табуны, они волнами растекаются по ковылям. Такого в казахской степи не было больше тридцать лет. За два дня мы проехали свыше тысячи километров по трем районам Западно-Казахстанской области и встречались с фермерами, которые заняли непреклонную позицию. Скотоводы шести районов терпят убытки и утверждают, что сайгаки топчут посевы и, главное, выбивают пастбища», - поделился журналист своими наблюдениями в личном аккаунте социальной сети Facebook.
Сегей Пономарев приводит слова фермера Бауыржана Сабанова. У аула Жаксыбай в куралай проходил окот около четырехсот тысяч сайгаков. Раньше здесь косили траву, а теперь не могут даже пасти скот, травы выбиты на нет, а государство не компенсирует ущерб от потрав.
Фото с аккаунта Сергея Пономарева www.facebook.com/sponomarev3
«Мы высаживаем суданскую траву. Уже потеряли треть посевов. Дежурим, гоняем сайгаков. Бесполезно. Приходят новые стада», - жалуется Бауыржан Сабанов.
Приводится мнение и специалиста-ветеринара
«Есть опасность пастереллеза, из-за высокой плотности мы ждём массовых падежей. Ведь многие заболевания передаются от диких домашним животного и наоборот. Люди озлоблены и убеждены, что другого способа регулировать численность антилопы, кроме отстрела, нет. В тоже время в соседней России сайгаки в Красной книге и там за уничтоженные посевы фермеры получают хорошие компенсации», - поясняет доктор ветеринарных наук Кайсар Кушалиев.
По словам Сергея Пономарева, в советское время поголовье сайгаков в Казахстане достигало двух миллионов голов, промысловая охота считалась обычным делом и сайгачьи туши каждую осень появлялись на прилавках магазинов. Стоила сайгачатина 95 копеек за килограмм, продавалась тушами и пользовалась высоким спросом. В конце 90-х из-за браконьерства численность трех популяций степной антилопы в Казахстане катастрофически снизилась до 21 тысячи, была реальная опасность потерять этого зверя как зоологический вид. 19 лет сайгаков тщательно охраняли, за браконьерскую охоту были осуждены около пятисот человек, четверо за убийство охотинспектора Ерлана Нургалиева на сайгачьей охоте отбывают пожизненное наказание. Тюремные сроки за этот вид браконьерства увеличены до 12 лет лишения свободы.
«Парадоксальная ситуация - 560 госинспекторов в степи около 20 лет оберегали сайгачьи стада днем и ночью, рисковали жизнью, а теперь они же охраняют поля фермеров от сайгаков. В стране нарушены пути традиционной миграции, необходимо построить девять экодуков – это такие переходы для диких животных над большими трассами, каждый стоит миллиард тенге, но, чтобы сохранить поголовье, нужно думать и об этом», - заявил журналисту гендиректор охотзоопрома Марлен Айнабеков, -
За последние двадцать лет крестьянским хозяйствам области выделили 5 миллионов гектаров степных земель, в том числе вдоль рек и каналов. Многие из них перекрывают традиционные пастбища антилопы.
Уже через пару месяцев в Западно-Казахстанской области будет открыт резерват площадью 360 тысяч гектаров для сохранения популяции сайгаков, это частично решит проблему. Согласно данным переписи этого года, численность сайгаков в стране достигла 1 300 000 особей. Только на западе страны их 800 тысяч.
«В любом случае необходимо провести общественные слушания и, главное, выслушать мнение ученых зоологов, чтобы принять обоснование о возможные регулирования численности сайгаков. Пока же сайгаки не в Красной книге Казахстана, а являются промысловым видом, но на их отстрел объявлен мораторий», - заявил заместитель председателя лесного хозяйства и охотничьего мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Данияр Тургамбаев.
«Контролировать численность сайгаков сейчас возможно. В советское время изымали 20% от популяции, еще 20 % уничтожали браконьеры. Люди приватизировали места водопоя пустынной антилопы, поставили фермерские хозяйства на пути традиционной миграции, построили автомагистрали и газопроводы, через которые сайгаки не могут перейти, поэтому ученым, чтобы дать исчерпывающие рекомендации найти новые миграционные проходы всех трех популяций, нужно не менее трех лет», - считает заведующий лабораторией охотоведения института зоологии Константин Плахов.
В этом году степи в Западном Казахстане необыкновенно зеленые, кое-где пасутся стада коров, баранов, лошадей и даже верблюдов. Распаханных полей практически не видели. Просторы поистине бескрайние. Не сайгаки пришли к людям, а люди к сайгакам, заняв их места обитания и водопои. Неужели, сообща, мы не сможем найти компромиссного решения, которое бы устроило всех??
При этом, Сергей Пономарев считает, что уничтожать степную антилопу, - символ Казахстана, - не лучший вариант решения проблемы.