Главная Новости Программа Ab-initio: пилотами не рождаются!
05 января 2024, 09:01 6766

Программа Ab-initio: пилотами не рождаются!

Программа Ab-initio: пилотами не рождаются!

Кем бы вы ни были по профессии, у вас есть шанс стать летчиком. Правда, для этого нужно быть гражданином Казахстана в возрасте от 18 до 34 лет. Это одно из требований программы Ab-initio по подготовке пилотов авиакомпании Air Astana, действующей с 2009 года - SK News

Компания отправляет казахстанцев на обучение в лучшие летные школы Европы за свой счет. Конечно, требования к прохождению программы также высоки. Вот что рассказали в интервью выпускники программы Кымбат Артыкбай и самый молодой на сегодняшний день в авиакомпании пилот Air Astana Нурдаулет Аманкос.

Кымбат Артыкбай родом из Алматы, окончила Академию гражданской авиации. 2 года проработала по своей профессии авиадиспетчером, но еще студенткой знала о данной программе и в 2017 году подала заявку на участие в программе.

Обучение в Испании

«Я обучалась в школе Flight training Europe в Испании, город Херес. Там практически круглый год стоит идеальная погода Учеба заняла 15 месяцев. Первые четыре месяца в нашей школе изучаем только теорию, затем практика 2 месяца. Потом снова садимся за парту и спустя пару месяцев – вновь за штурвал самолета. В школе преподают 14 предметов. В конце сдается экзамен по теории и практике. Только после этого выдают лицензию пилота.

Во время занятий пытаешься усвоить максимум информации за ограниченное время. А на практике иногда летишь идеально, а иногда допускаешь промахи. Учеба трудная, но не до такой степени, что невозможно ее пройти. С одной стороны, получаешь удовольствие от обучения, а с другой - вкладываешь много сил и упорства, чтобы пройти экзамен».

Расходы берет авиакомпания

"Все расходы на учебу несет авиакомпания. Я приступила к занятиям в конце 2017 года. На Рождество школа закрылась на неделю и мне оплатили билеты домой и обратно в школу. Также предоставлялось трехразовое питание. В других школах, где учатся наши кадеты, авиакомпания выдает стипендию на пропитание и другие необходимые нужды.

Пилотировать учились на легких одно и двухмоторных четырехместных самолетах Piper Warrior и Diamond DA42, без пассажиров. Это мои первые полеты. Вот тогда ты получаешь бурю эмоций!

В 2018 году закончила программу и с тех пор работаю в Air Astana. Первый коммерческий полет с пассажирами состоялся по направлению Астана-Алматы. Стояла ноябрьская пасмурная погода. Но у меня было прекрасное настроение.

Если ты пилот, то каждый рейс будет проходить по-другому, потому что летишь с другим командиром, другим экипажем, да и самолет может быть с другим бортовым номером.

После завершения учебы авиакомпания решает, по каким направлениям и на каком воздушном судне летать выпускникам. Это зависит от планов авиакомпании по частоте и географии полетов. Мой тип авиалайнера Embraer, который может летать по Казахстану и ближнему зарубежью».

Самый короткий рейс

«Вы знаете, какой у нашей авиакомпании самый короткий рейс? Из Алматы в Бишкек. Продолжительность полета - 30 минут. Работа пилота заключается не только в пилотировании, но и в заполнении различных документов и переговорах с авиадиспетчерами. После взлета необходимо готовиться к посадке. Выполнить весь этот объем работ на коротком рейсе поначалу было сложно. А теперь, когда я набралась опыта, я все успеваю. Даже кофе я могу выпить».

Если хотите стать пилотом…

«Если хотите пройти программу Ab-initio, вы должны иметь сильное желание стать пилотом. Сколько бы раз вы ни слышали, что у этой профессии прекрасные перспективы, все напрасно, если вы сами этого не хотите. Затем необходимо ответственно подойти и подготовиться к каждому этапу программы отбора участников».

Нурдаулет Аманкос, второй пилот Boing-767, самый молодой пилот Air Astana (в конце декабря ему исполнится 21 год), уроженец Атырау:

"Все началось с рекламы на YouTube»

 

«Я тогда учился в 11-м классе, смотрел видео на YouTube. Вышла реклама программы Ab-initio.  Ждал, когда пройдет 5 секунд и ролик закончится, но сам не заметил, как просмотрел целую минуту рекламы. Тогда решил поступить и попытать свое счастье. До этого планировал поступить в зарубежный вуз. Но для участия в отборе на программу нужно было находиться в Казахстане. Тогда поступил в Nazarbayev университет на экономиста.

Прохождение всех этапов программы Ab-initio заняло девять месяцев, с января по октябрь 2021 года. Выбыв из университета, уехал на учебу в феврале 2022 года. Учился я в столице Финляндии в городе Тампере».

Чему учат в летной школе?

«Учились полтора года. Учеба была сложной, и редко удавалось выспаться. Вначале мы два месяца изучали теорию и начали летать с преподавателем. К тому времени мы научились базовым навыкам. Затем полгода преподавали углубленную теорию. С утра приступали к занятиям и выполняли задания до глубокой ночи.

Теоретический экзамен очень важен. Называется ATPL (Лицензия пилота транспортной авиации). Изучали все, от законов полета самолета до конструкции самолета, метеорологии, мировых законов авиации, физику, химию, геометрию и алгебру».

Пилот самого большого пассажирского самолета в Казахстане

«Сейчас мне 20 лет. После завершения программы прошел четыре месяца дополнительных тренировок. Я второй пилот Boing-767, самого большого авиалайнера в Казахстане. Его можно сразу отличить от других типов воздушного судна по двум проходам в салоне.

В основном, борт летает за границу, а внутри страны между Алматы и Астаной. Самый длинный рейс на нем – это Астана - Франкфурт, летим 7 часов 45 минут».

Какова роль второго пилота?

«Функции второго пилота такие же, как и у командира. Люди думают, что управляет самолетом командир, а второй пилот помогает ему. Но с тех пор авиация изменилась. Теперь командир и второй пилот одинаково управляют самолетом.

Например, в одну сторону выполняет полет командир, а второй пилот ассистирует, а на обратном пути пилоты меняются ролями. Таким образом, оба получают опыт. Потому что второй пилот станет командиром через несколько лет».

«Люди думают, что два года обучения для пилота - это мало»

«Летать в летной школе и везти пассажиров – это разные вещи. Пассажиры могут опоздать либо учинить скандал и задержать рейс. Слава богу, есть бортпроводники и инженеры, которые облегчают работу. В летной школе приходилось самим заправлять самолет, а в авиакомпании это делает специально обученный персонал наземной службы.

Люди думают, что два года обучения для пилотов - это мало. Это не так. За пару лет мы осваиваем четырех-пятилетнюю программу. Например, если студенты учатся четыре-пять часов в день, мы занимались 12-15 часов. Полученные теоретические знания закрепляли на практике уже на следующий день. Такая интенсивность в обучении позволила быстро овладеть профессией пилота.

Более того, компания берет в пилоты не всех подряд, а быстро обучаемых, терпеливых и способных».

Какими качествами должен быть наделен пилот?

«Я думаю, что будущий пилот должен быть дисциплинированным. Должен своевременно выполнять работу, быть уверенным в себе, знающим и честным. Добросовестно выполнять задание не только под наблюдением, а всякий раз».

О программе Ab-initio рассказала супервайзер по подбору персонала авиакомпании Air Astana Акбота Сеит.

«Ab-initio - программа подготовки пилотов авиакомпании Air Astana. По программе абитуриент с самого начала осваивает специальность в ведущих европейских школах.

Программа существует с 2009 года, первые выпускники закончили обучение в 2010 году. С тех пор завершило программу более 300 человек. Многие из них продолжают карьеру второго пилота и командира авиакомпании Air Astana.

Полностью оплачиваемое авиакомпанией обучение длится 16-24 месяца, после чего выпускники проходят так называемый type rating - переобучение на тип самолета, на котором будут выполнять коммерческие рейсы».

Когда и как подать заявку на программу?

Программа Ab-initio круглогодичная, поэтому можно подать заявку в любое время. Не реже чем 4 раза в год проводится отбор кандидатов. В этом году отбор проходил пять раз и планируем увеличить это число.

Подать заявку на программу можно по ссылке https://job.airastana.com/ab-initio/. Здесь же размещены требования, этапы отбора и школы, в которые направляют студентов.

Как долго один человек проходит отбор?

От 1-2 до 3-6 месяцев, если понадобится дополнительное время для подготовки к тестам.

В какой город его направляют на работу?

В зависимости от производственной необходимости пилота направляют в одну из пяти баз: Алматы, Астана, Атырау, Актау или Шымкент.

Как пилот возвращает расходы за обучение?

С пилотом заключают контракт на 15 лет. В течение этого периода пилот возвращает 25% стоимости обучения отработкой в компании, а остальное вычитается из его зарплаты либо может вернуть оставшуюся сумму по истечении этого периода.

За 15 лет пилот может вырасти до командира, инструктора или развиваться в области менеджмента.

Тлек Абдрахимов

Фото: Бакдаулет Абдуалы

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS
SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194) SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194)

Смотрите также

Видео Все видео
Фотоальбомы Все альбомы
Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: