Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Причины: самый скорый маршрут до моря, доступный тариф ($38/т), банк качества и стабильные покупатели, пишет на своей странице в Facebook нефтегазовый эксперт Нурлан Жумагулов
"Альтернативы КТК нет и не появится (инвесторы расширяют трубу с 67 до 83 млн т). На карте изображены маршруты нефти и тарифы из Атырау.
Для примера рассмотрим маршрут БТД: логистика из Атырау в Актау - $30/т; фрахт по морю - $19/т; перевалка в Баку - $8/т; тариф по трубе - $32/т. Итого: $90/т. Долгий и дорогой маршрут.
Хотя труба при мощности в 60 млн т/г заполнена лишь на 45%. Транзитная нефть в БТД поступает через терминал Сангачлы (перевалка всего 7 млн т). Нефть по БТД высокого качества (дороже Brent на $3-4), не каждая KZ нефть подойдет.
Самое главное - из-за мелеющего Каспия танкеры грузят всего по 10 тыс т. Реверс трубы в Китай всего на 6 млн т, но и ее сложно заполнить. Сами же китайцы экспортируют нефть по морю.
Чтобы доставить на море KZ нефть расходуется свыше $3 млрд ежегодно! Каждый сэкономленный $1 дает KZ 30 центов".
Эксперт приводит также данные об альтернативных экспортных маршрутах.
"Морпорт Актау
Актауcкий порт может переваливать не менее 5 млн т нефти дополнительно к существующим объемам (2 млн т).
После завершения реконструкций нефтеналивные мощности порта Актау возрастут до 12,5 млн т/г. Владельцы Кашаганской нефти, в частности СНПС и КМГ Кашаган, планируют с октября т.г. переваливать нефть через порт Актау. Объемы и дальнейшие маршруты пока не ясны.
Своповые поставки в Иран
После визита Президента Казахстана в Иран рассматривается возможность возобновления транскаспийских поставок сырья в Иран по схеме замещения. Своповые поставки казахстанской нефти в Иран осуществлялись до 2011 года по 2-3 млн т/г.
Нефть доставляется в иранский порт Нека и далее на иранские НПЗ, а взамен поставщик получает аналогичный объем иранского сырья в Персидском заливе.
Ставки фрахта для перевозок нефти по маршруту Актау-Нека могут составлять $16-18/т. Перевалка нефти через Неку обходится в $10-12/т, а стоимость услуг по замещению ранее оценивалась в $16/т. ЖД тариф из Атырауского региона в Актау - $30/т. Итого $75/т.
Терминал в Неке соединен нефтепроводом с НПЗ в Тебризе и Тегеране. Пропускная способность трубопровода составляет 370 тыс б.с. с возможностью расширения до 500 тыс б.с. (около 25 млн т/год). Отличный вариант для альтернативы.
Китайское направление
С учетом нынешних поставок в Китай 11 млн т/г из Казахстана (1 млн т) и России (10 млн т) мощность участка Атасу - Алашанькоу (20 млн т/год) позволяет прокачивать в Китай еще 9 млн т/г. Часть этого объема может доставляться в Атасу по ЖД с учетом ограниченной мощности участка Кенкияк – Атырау (с запада страны только 6 млн т можно направить на юг, часть из которой идет на ШНХЗ).
ЖД тариф при перевозках нефти по маршруту Махамбет-Атасу без учета привлечения парка составляет $64-65/т.
Еще 3-5 млн т/г нефти может вывозиться в Китай по ЖД через погранпереходы Достык - Алашанькоу и Алтынкль - Хоргос. Однако перевозки в этом направлении могут сдерживаться частыми заторами в районе погранпереходов и поставками крупных партий контейнерных грузов с китайской стороны.
ЖД тариф при перевозках сырья по маршруту Махамбет-Достык/Алтынколь без учета привлечения парка составляет $149-150/т. Дороговато.
Узбекский маршрут
Экспорт KZ нефти в Узбекистан в 2021 году составил всего около 50 тыс т по сравнению с 459 тыс т годом ранее. Основная часть объемов Кумкольской нефти поступает на станцию Шагыр по системе трубопроводов.
Стоимость ЖД перевозок нефти из Шагыра до станции Ахунбабаева (Ферганский НПЗ) оцениваются в $43-45/т. Мощность железнодорожного терминала в Шагыре оценивается в 1,1 млн т/год. Однако наблюдается ежегодный спад добыче в Кызылорде, что крайне усложняет экспорт в Узбекистан (при добыче в 4,2 млн т в регионе ШНХЗ перерабатывает 5,5 млн т нефти).
Данные взяты с аналитических материалов Argus за 2021 год. Компания Argus на следующей неделе в г. Алматы проводит Международную конференцию «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2022», где основной темой станет перераспределение экспортных потоков нефти и нефтепродуктов из Казахстана. Рекомендую посетить данное мероприятие (ссылка на регистрацию в первом комментарии)".