Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Правительство Республики Казахстан утвердило Комплексный план развития газовой отрасли страны на 2022 – 2026 годы.
Комплексный план определяет видение и основные подходы к поэтапному реформированию и комплексному развитию газовой отрасли Республики Казахстан на период до 2030 года.
Целевой показатель прироста производства товарного газа к 2030 году +15 млрд. м3 за счет запуска наиболее подготовленных проектов по добыче газа и за счет увеличения объемов переработки газа.
Приоритетными целями являются развитие новой энергетики и проектов газохимии (производство метанола, карбамида, аммиака, гранулированной серы, голубого водорода, удобрений и т.д.).
В документе указывается, что более 75 % добычи газа в Казахстане обеспечивают проекты Карачаганак, Кашаган и Тенгиз (при этом валовой объем добычи на Карачаганаке на протяжении четырех лет оставался практически неизменным, а на Тенгизе и Кашагане в течение трех лет постепенно увеличивался).
По итогам 2021 года порядка 32 % добытого попутного нефтяного газа закачано обратно в пласт для поддержания пластового давления, 13 % использовано на собственные технологические нужды недропользователей, выработку электроэнергии и утилизацию, а также 55 % было направлено на переработку.
Из общего объема реализации переработанного газа было направлено на потребности внутреннего рынка – 72 % и экспорт – 28 %. Для сохранения энергетической безопасности и дальнейшего устойчивого развития газовой отрасли необходимо расширение ресурсной базы.
Увеличение объемов добычи сырого газа и производства товарного газа в приоритетном порядке планируется за счет разведанных месторождений, готовых к разработке в настоящее время (Каламкас - Море, Прорвинская группа месторождений, Урихтау). Существенному прогрессу будет способствовать проработка дополнительных преференций, что позволит осуществить разработку данных месторождений с привлечением стратегических инвесторов.
Дополнительно планируются изучение и проведение доразведки на месторождении Имашевское (172 млрд м³), которое является трансграничным.
Текущие рассматриваемые концепции проектов расширения на месторождении Кашаган ставят в приоритет возможность коммерциализации попутного сырого газа. На сегодня уже принято инвестиционное решение по строительству газоперерабатывающего завода (далее – ГПЗ) на переработку 1 млрд м³ в год сырого газа привлеченным инвестором совместно с национальным оператором в сфере газа и газоснабжения (далее – национальный оператор). Оператор месторождения Кашаган планирует нарастить реализацию газа на ГПЗ при наличии экономической и технологической обоснованности на последующих этапах освоения месторождения. Эти проекты являются значимыми и могут потребовать поддержки со стороны государства.
С целью стабильного и бесперебойного обеспечения газом внутреннего рынка страны в 2012 году введен институт единого закупщика товарного газа.
Монопольная модель рынка оптовой и розничной реализации товарного газа, предусматривающая преимущественное право национального оператора АО «НК «QazaqGaz» на приобретение газа у недропользователей и исключительное право на его реализацию как на внутреннем, так и внешнем рынках, обеспечивает субсидирование цен на внутреннем рынке за счет экспортных доходов.
Вместе с тем за 2010 – 2021 годы объемы потребления газа на внутреннем рынке выросли на 106 % с 9 млрд м3 до 18,6 млрд м3, а к 2025 году ожидается дефицит товарного газа. Это исключает возможности субсидирования внутреннего рынка за счет экспортных доходов национального оператора и требует принятия комплекса мер по увеличению объемов добычи товарного газа.
Вместе с тем причинами непривлекательности добычи товарного газа для частных инвестиций являются монопольное присутствие на рынке государства и осуществляемое им ценовое регулирование. Монополизация внутреннего рынка также содержит риски монопольных издержек.
В этой связи долгосрочной целью развития рынка товарного газа должны стать создание конкурентной модели, включающей поэтапное дерегулирование рынка в целях привлечения частных, негосударственных инвестиций, развитие биржевых торгов как инструмента дерегулирования рынка и обеспечения равного, прямого доступа без посредника к ресурсам недропользователей для независимых поставщиков газа.
Для реализации конкурентной модели рынка товарного газа необходимы увеличение объемов добычи газа, сокращение убытков от его реализации на внутренний рынок и диспаритета цен на внутреннем и внешнем рынках в условиях формирования общего рынка газа ЕАЭС к 2025 году.