Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
В своём интервью газете «Известия», посвященном казахстанско-российским отношениям, Президент Казахстана Касым-Жомарт отдельно остановился на перспективах сотрудничества в энергетической сфере.
«Газовая отрасль играет особую роль в устойчивом социально-экономическом прогрессе наших государств. Поэтому поставки российского голубого топлива отвечают интересам всех участвующих сторон.
Глава государства отметил, что транзит российского природного газа по территории Казахстана в Узбекистан через магистральный газопровод «Средняя Азия – Центр» будет способствовать «расширению и модернизации газотранспортной инфраструктуры Казахстана, укрепит региональную стабильность и энергетическую безопасность Центральной Азии, придаст мощный импульс промышленному развитию наших стран, улучшению бизнес-климата, повышению уровня жизни граждан».
По словам Президента, Казахстан заинтересован в полноценном использовании своего транзитного потенциала и готовы к дальнейшему увеличению объемов транспортировки российского газа. Он отметил, что 1 ноября на Международном газовом форуме было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между правительством Казахстана и «Газпромом», направленное на выработку и реализацию долгосрочных, с горизонтом до 15 лет, планов взаимовыгодного партнерства.
«Казахстан и Россия давно и успешно сотрудничают и в нефтяной сфере. В нашей стране успешно работают такие российские концерны, как «Лукойл» и «Татнефть», - упомянул Президент.
В феврале этого года АО «НК «КазМунайГаз» и ПАО «Лукойл» заключили ряд соглашений по проекту освоения участков месторождений Каламкас-море, Хазар, Ауэзов в казахстанском секторе Каспийского моря. Кроме того, в 2022 году завершено строительство нефтехимического комплекса Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI), который войдет в десятку крупнейших производителей полипропилена в мире. В данном проекте участвует и российская компания «Сибур». В 2022 году в Сарани при участии «Татнефти» построен завод по производству автомобильных шин KamaTyresKZ.
«Транспортировка нефти через территории обеих стран занимает значительную долю в наших топливно-энергетических комплексах. Порядка 80 процентов казахстанской нефти экспортируется на внешние рынки по российской территории (Каспийский трубопроводный консорциум). Аналогично российская нефть поставляется в КНР через территорию Казахстана. В период до 2033 года планируется осуществить транзит более 100 млн тонн российской нефти», - рассказал К.Токаев читателям «Известий».
Одним из ключевых направлений казахстанско-российского энергетического сотрудничества является взаимодействие в сфере мирного атома.
«Есть разные мнения по поводу целесообразности строительства АЭС в нашей стране. С одной стороны, в Казахстане имеется значительный потенциал для развития атомной энергетики. Страна занимает первое место в мире по объему добываемого природного урана, также имеется свое производство компонентов ядерного топлива и доступ к услугам по изотопному обогащению урана. На базе Ульбинского металлургического завода выпускается готовое ядерное топливо для атомных электрических станций Китая.
С другой стороны, у многих граждан и экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций. И это понятно, учитывая трагическое наследие Семипалатинского испытательного полигона. Мы высоко ценим предложенную российской стороной помощь в строительстве АЭС на территории Казахстана. А окончательное решение по этому вопросу будет принято по итогам заявленного референдума. В 2019 году я в своей предвыборной платформе заявил, что по наиболее важным стратегическим проблемам решения будут приниматься посредством референдумов», - пояснил Президент.
Отвечая на вопрос касательно инвестиционного сотрудничества, Касым-Жомарт Токаев отметил, что валовый приток прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 18 лет превысил 20 млрд долларов. В свою очередь казахстанские инвестиции в Россию составили порядка 6 млрд долларов.
«Такая динамика стала возможной в том числе благодаря промышленной кооперации, в рамках которой субъекты бизнеса двух стран реализуют 143 совместных проекта на сумму 33,5 миллиарда долларов. Успешно претворены в жизнь 30 знаковых проектов на сумму порядка 3,2 миллиарда долларов. В настоящее время в таких ключевых для экономики отраслях, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность, реализуются 40 проектов на сумму 16,6 млрд долларов с созданием более 15 тысяч рабочих мест. Взаимодействие в этом направлении наглядно демонстрирует огромный потенциал развития казахстанско-российского сотрудничества», - указал К.Токаев.
Отдельно Президент Казахстана остановился на сотрудничестве в транспортно-логистической сфере, и, в частности, рассказал о транспортном коридоре «Север – Юг».
«Казахстан не имеет выхода к Мировому океану, поэтому транспортный коридор «Север – Юг» с конечным пунктом в портах Персидского залива и с дальнейшим выходом в Индию открывает широкие перспективы и может стать одним из локомотивов экономического развития нашей страны. Маршрут способен в корне изменить транспортную структуру, уровень кооперации и взаимодействия внутри огромной Евразии. Для развития коридора «Север – Юг» сторонами принимаются синхронные мероприятия по модернизации инфраструктуры, увеличению терминальных мощностей и подвижного состава, снятию административных барьеров и созданию благоприятных условий для перевозчиков. Укрепление транспортной взаимосвязанности Казахстана и России, в том числе посредством коридора «Север – Юг», непременно будет способствовать росту взаимной торговли и инвестиций», - считает К.Токаев.
При этом, по его мнению, именно транспорт и логистика выходят на первый план в международном сотрудничестве. «По сути дела, в мире идет острая конкуренция за контроль над транспортными маршрутами, логистикой. В настоящее время формируется новый транспортный каркас Евразии, который при должном подходе может принести участникам серьезные экономические и политические дивиденды», - обратил внимание Президент Казахстана.
При этом он подчеркнул, что наряду с развитием физической инфраструктуры крайне важно выработать предметные решения для создания общей цифровой системы транзита товаров - надежной и простой в использовании, основыванной на передовых цифровых технологиях.
«Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом, задействуя все свои возможности и ресурсы. Мы готовы реконструировать узкие места в своей железнодорожной и автодорожной сети для увеличения грузопотока», - пояснил К.Токаев.