Главная Новости Приватизация компаний "Самрук-Қазына". Просто о сложном
16 апреля 2020, 09:12 2363 Анель Абулхаирова

Приватизация компаний "Самрук-Қазына". Просто о сложном

Приватизация компаний "Самрук-Қазына". Просто о сложном

Зачем приватизируют нацкомпании, и почему лучшими управленцами считаются "частники" – об этом мы поговорили с со-управляющим директором по развитию активов и приватизации АО "Самрук-Қазына" Ержаном Туткушевым.

Зачем вообще нужно приватизировать госкомпании? Вроде, и так все хорошо, компании прибыльные, приносят доходы государству.

Многие изтех, кто сегодня работает в группе фонда, застали советские годы, когда все принадлежало государству – заводы, магазины, транспорт и т.д. В нашей памяти эти активы ассоциируются со стабильностью, надежностью и безопасностью, но в такой же мере мы запомнили отсутствие сервиса, ограниченность выбора и меньшую привлекательность, даже в сравнении с магазинами и продукцией стран, так называемого,"советского блока". К примеру, сегодня мы не представляем себе успешным магазин, принадлежащий и управляемый государственной организацией.

Нет ничего плохого в том, что государство может быть собственником коммерческих активов, но как управленец оно существенно уступает частной инициативе. Если мы представим, что сегодня откроется государственный магазин, то наверно все согласятся, что он проиграет частным конкурентам по понятным причинам. В отличие от частного магазина, его прилавки могут быть долгое время полупустыми, реакция на падение посещаемости клиентами будет намного медленнее. Приватизация поможет расставить все на свои места, частный собственник как управленец гибче и оперативнее реагирует на различные проблемы для приведения актива к необходимому уровню конкуренции.

Пример магазина приходится на часть экономики, где много других игроков, а значит есть конкуренция; и здесь покупатели сами определяют, кто из собственников и управленцев является более эффективным. Но как быть с другими отраслями, где государственные активы являются доминирующими или занимают монопольное положение? Здесь сила покупателей не всегда может отрегулировать рынок или перейти на полностью частный рынок, в таких случаях приватизация помогает ускорить процесс увеличения доли частной собственности в экономике.

Мы видим, что на рынках с высоким уровнем участия государственных компаний в долгосрочной перспективе проигрывают все – государство (как собственник) получает меньше прибыли и налогов, клиенты-потребители не получают нужного разнообразия сервиса и товаров, а частные предприниматели могут оказаться в неравном положении, конкурируя с государственными.

Но ведь компаниями управляют люди? Почему получается такая разница между частными и государственными компаниями?

Если не брать во внимание индивидуальных предпринимателей, то и в государственной, и в частной компании имеются наемные работники разных уровней – управленцы, производственный и административный персонал. Наемные работники должны следовать внутренним правилам компании и соответствовать ожиданиям собственника. Здесь и появляется различие между государственным и частным бизнесом.

Бизнес всегда связан с риском, а это означает, что не все решения работников оборачиваются прибылью. Частный собственник может самостоятельно рассмотреть причины, по которым решение наемного работника привело к убытку и, если не усмотрит злого умысла или непрофессионализма, может принять эти убытки, как неотъемлемую часть рисков бизнеса.

А что с государственной собственностью? Простить ошибки самостоятельным решением не может ни один государственный служащий и ни один управленец государственного актива. Поэтому каждый работник государственной компании принимает решение в первую очередь с минимальным риском и не всегда может сделать это достаточно оперативно. Из-за этого могут быть упущены многие возможности, которые бы вряд ли упустил частный бизнес. Поэтому частная инициатива, как правило, опережает там, где есть возможность для конкуренции.

Так значит надо все приватизировать? Такой план?

Ответ: "нет". Во-первых, есть деятельность, которая по объективным причинам не может быть передана в частные руки, например, отдельные виды естественных монополий, стратегические активы и объекты национальной безопасности.

Во-вторых, даже в развитых странах доля государственного сектора в экономике присутствует, правда, в среднем она не превышает 15% от всей экономики, и это считается относительно здоровым уровнем.Правительство РК ориентируется на данный уровень в своих долгосрочных планах.И программа приватизации является одним из механизмов достижения этого показателя.

Чаще всего в СМИ как раз приватизация такихкрупныхкомпанийи обсуждается – "Казатомпром", "Казмунайгаз" и других.Не вызывает ли беспокойство, что ими буду владеть "частники".

Государство очень осмотрительно в этом вопросе. Надо понимать, что это огромные активы, оказывающие значительное влияние на экономику страны и обеспечивающие большое количество рабочих мест. Поэтому подготовка таких компаний к приватизации занимает больше времени и проводится тщательно и с большим вниманием к недопущению таких рисков, которые мог ли бы вызывать упомянутое Вами беспокойство.

Первой из крупных компаний в этом ряду стал "Казатомпром". Его частичная приватизация состоялась в ноябре 2018 года, когда было продано 15% его акций через фондовую биржу путем публичного предложения неограниченному кругу инвесторов. Такой способприватизации называется IPO.

IPО (Initial Public Offering) – первичное публичное размещение акций компании на фондовом рынке. Фондовый рынок открывает доступ к широкому кругу инвесторов, то есть акции "Казатомпром" продаются на таких же площадках, что и акции Apple, Google и других гигантов. Чтобы провести IPО нужно тщательно готовиться – обычно процесс занимает от года до трех лет. Так что "Казатомпром" прошел долгий путь: готовил документы, приводил внутренние процедуры в соответствие с международными стандартами, улучшал корпоративное управление.

Почему так важно иметь неограниченный круг инвесторов в ходе IPO? Как и с продажей любого товара, это дает возможность понять, какова же рыночная цена. Определение рыночной цены похоже на процесс поиска покупателя при продаже, скажем, квартиры или машины через объявления. Продавец выбирает покупателя с наилучшей ценой среди тех, кто откликнулся на объявление, она и становится рыночной ценой.

Сравнение с продажей машины или квартиры, конечно же, слишком упрощенное, так как определить стоимость акций компании могут в основном профессиональные инвесторы и именно их присутствие снижает риск завышенной оценки для непрофессиональных участников. Поэтому в целом,IPO- это самый прозрачный и справедливый способ, который позволяет любому желающему стать собственником части приватизируемой компании по объективной цене.

Продав небольшую долю (в пределах 25%), государство осталось ключевым акционером и сохранило возможность самостоятельно принимать решения по всем важнейшим вопросам деятельности компании, а большое количество других собственников-инвесторов имеют несущественную долю, т.е. они являются миноритарными акционерами. Миноритарные акционеры, как правило, приобретают акции в целях получения инвестиционного дохода и потому в меньшей степени заинтересованы  в самостоятельном управлении компанией.

Инвестиционный доход возможно получить, во-первых, из возможных годовых дивидендов, если год был прибыльным для компании, а во-вторых, за счет возможного роста стоимости самой акции при её продаже по сравнению с той ценой, за которую инвестор ранее приобрел её. Нужно сразу отметить, что доход этот не является гарантированным или фиксированным.Так что, если кто-то из читателей решит приобрести акции, то они должны знать и помнить о том, что такое инвестирование может обернуться не только доходами, но и снижением стоимости инвестиций.

Какие плюсы от проведения IPО?

Во-первых, это возможность приватизировать компанию не сразу, а частично или поэтапно. После проведения IPO государство может разделить риски компании с другими акционерами, но, с другой стороны, нужно будет и делиться доходом от нее.

Во-вторых, крупные активы имеют высокое стратегическое значение и государство,оставаясь основным акционером, продолжает контролировать траекторию развития компании.

В-третьих – для защиты интересов миноритарных акционеров повышается прозрачность управления компанией с упором на повышение прибыльности компании для акционеров. А от этого выигрывают все акционеры, т.е. и государство.

В-четвертых – появляется возможность знать рыночную стоимость компании исходя из стоимости акций на рынке.И каждый акционер может продавать свои акции по текущей рыночной цене заинтересованным в этом покупателям.

Какие еще способы приватизации рассматриваются для наших крупных компаний?

Для таких больших активов, как наши дочерние компании, как правило, существует два основных способа – IPО и продажа стратегическому партнеру. Но может быть и комбинация этих способов. Аукционы и другие способы подходят для более мелких объектов, которые не несут такого уровня стратегической значимости или социальной ответственности.

Изначально рассматриваются оба варианта. Приоритетным, учитывая значимость активов, является, конечно, IPO, но в некоторых случаях такой метод не совсем подходит или даже невозможен. Это зависит от уровня рентабельности и финансовой устойчивости компании, долгосрочных перспектив компании и других факторов.

Есть ли требования к гражданству инвесторов в случае IPO и стратегической продажи? Должны ли быть покупатели казахстанскими?

Приватизация нацелена на привлечение частных инвесторов. Никаких ограничений по происхождению покупателей нет.

Нужно отметить, что, в соответствии с законодательством, как минимум 20% от всех продаваемых акций обязательно предлагается покупателям в Казахстане. Таким образом, казахстанским гражданам создается приоритет, так как их заявки на покупку в пределах данного обязательно порога  при прочих равных условиях должны быть обязательно удовлетворены. Или, иными словами, если количество заявок на приобретение акций превысит предложенный объем, то, как правило, будут «отрезаться» (оставаться без удовлетворения) заявки именно иностранных инвесторов.

Что нужно знать казахстанцам, нашим сотрудникам, если они захотят купить акции компаний Фонда?

В первую очередь, если вы хотите участвовать в покупке акций в ходеIPO, нужно иметь открытый счет в брокерской компании. Брокерская компания - это лицензированная организация, которая имеет право от имени своих клиентов покупать или продавать акции.

За услуги по покупке или продаже акций брокеры берут комиссию. Детали о комиссиях можно узнать в самих брокерских компаниях, но большинство брокеров не берут комиссию за открытие самого счета. Поэтому можно открыть счет, не дожидаясь самого IPO, заранее, во избежание очередей, когда будет объявлено об IPO. Проблема с очередями уже была ранее при других IPO.

Если у Вас уже есть открытый брокерский счет, необходимо отслеживать новости о компании, рекомендации инвестиционных аналитиков и после объявления о дате проведения IPO подать заявку брокеру и перечислить на свой брокерский счёт соответствующую сумму денег дляпланируемой покупки.

Хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на то, что доходность от роста стоимости акций не гарантирована.Она может меняться из-за различных внешних и внутренних факторов, влияющих на текущие и будущие финансовые результаты. По этой же причине нет никаких гарантий того, что компания сможет заплатить акционерам дивиденды в будущем, и гарантий относительно размера таких дивидендов, даже если раньше они выплачивались в том или ином размере. Поэтому перед покупкой акций необходимо это учитывать и инвестировать только собственные (не заёмные)средства, которыевероятно не понадобятся как минимум в ближайшие 6-12 месяцев.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: