Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Здесь жить непросто, а работать – тем более. Перепады температур, – от минус 44С0 зимой до плюс 40С0 летом, - бездорожье, степная пыль, снегопады. Но климатические условия не являются помехой для добычи элемента, являющегося сегодня основой глобальной энергетики. Недавно корреспондент SK NEWS своими глазами наблюдал за тем, как в ТОО «Семизбай-U» (дочерняя компания Национального атомного холдинга «Казатомпром») добывается уран.
Как укрощают уран
Компания Семизбай-U создана в 2006 году и объединяет урановые месторождения Семизбай (Акмолинская область) и Ирколь (Шиели, Кзылординская область).
В 2006 году 49 процентов доли компании была передана китайской Beijing Sino-Kaz Uranium Resources Investment Company Limited (дочерняя компания «China Guangdong Nuclear Power Co»), но АО «НАК «Казатомпром» сохранило за собой «блокирующий пакет» в 51 процент. Срок действия права на недропользование до 2031 года
В хозяйстве Казатомпрома это месторождение, расположенное на границе район Биржан сал Акмолинской области и Уалихановского - Северо-Казахстанской области является самым северным угодьем.
Фактически активная фаза добычи началась в 2009 году. Проектная мощность рудника составляет 500 тонн товарного десорбата (ураносодержащего раствора) в год. Но ежегодно добывается 406 тонн.
Вся инфраструктура добычи на Семизбае была построена «с нуля» в 2009 году. Это система закачных и откачных скважин, технологические узлы закисления растворов, приема и распределения растворов, магистральные трубопроводы, центральная насосная станция, цех переработки продуктивных растворов.
Первое с чего началась наша экскурсия – с обязательного инструктажа гостей по технике безопасности и охране труда. Журналистам четко и понятно объяснили, что делать при возникновении тех или иных ситуаций, как вести себя на производстве. Это - плюс обязательное ношение спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) – основа основ пребывания здесь.
Цех по переработке продуктивных растворов, а именно здесь происходит цикл сорбции и десорбции растворенного в серной кислоте урана, добытого на геотехнологическом полигоне, встретил нас блеском начищенных металлических поверхностей.
«Продуктивный раствор, который приходит к нам от геотехнологического полигона, поступает на сорбционные напорные колонны, затем выходит на выщелачивание. Насыщенный сорбент мы подаём в бункеры для дальнейшей десорбции. Затем подаём десорбирующий раствор с подкислением серной кислотой и выводим готовый продукт, который транспортируется автоцистернами для дальнейшей переработки», – объяснил нам рассказал заместитель начальника цеха Ильдар Сабирзянов.
Весь процесс здесь пошагово контролируется аппаратчиками. Мониторы компьютеров, соединенных с автоматизированной системой управления, позволяют видеть каждый этап перехода растворов из одного состояния в другое.
Ггенеральный директор ТОО «Семизбай-U» Данияр Досанов рассказал журналистам, что товарный десорбат урана отсюда в цистернах поставляется на дальнейшую переработку на Степногорский горно-химический комбинат, а уже там из него производится экспортный продукт в виде закиси-окиси урана. А оттуда казахстанский уран уже поставляется в Китай и страны Европы.
Но это – конечный этап. А этому предшествуют долгие дни и месяцы.
«Сначала проводим горно-подготовительные работы: бурим скважины, производим их обсадку, обвязку и закисление блоков и после закисления растворами серной кислоты производим добычу урана… Рудник работает в круглосуточном режиме» – рассказал нам Данияр Досанов уже на геотехническом полигоне.
Как правило скважины забуриваются на глубину 100–150 метров. После чего раствор с содержанием серной кислоты (её поставляют со Степногорского сернокислотного завода) в концентрации от 5 до 25 грамм на литр закачивают непосредственно в недра, в залежи ураносодержащей породы. А уже затем извлекают насосами и превращают в десорбат.
Ведется постоянный мониторинг скважин на предмет содержания урана, кислотности растворов, и других параметров в скважинах. На каждой скважине установлены расходомеры, подсчитывающие сколько растворов закачано и сколько откачано.
«Очень важно соблюдать баланс технологических растворов для того, чтобы не было растекания за пределы горного отвода. То есть у нас используется самый безопасный и экологически чистый метод подземного скважинного выщелачивания. По истечению права на недропользование недра очищают от всех растворов и через 30 лет они возвращаются в свое первозданное состояние», - рассказывает директор производственно-геологического департамента ТОО «Семизбай-U» Бертан Цой.
Из двух тысяч скважин, находящихся на балансе ТОО «Семизбай-U» используются пятьсот. Поэтому возможные упреки в «хищнической добыче» изначально некорректны. Важно знать, что любое месторождение – исчерпаемо в принципе. Это аксиома, не требующая доказательств. Поэтому «Казатомпром» ведет программу поисковых работ по восполнению минерально-сырьевой базы. Сейчас, например, ведутся геологоразведочные работы в Туркестанской и Кызылординской областях.
Главная ценность – люди
Вопреки распространенным мифам, производственный персонал здесь менее всего подвержен всяческим специфичным хворям. За всю историю компании здесь не было ни одного случая онкологии или других заболеваний. Слухи о влиянии радиации вообще сильно преувеличены молвой. Но ввиду токсичности материалов здесь предприняты жесткие меры безопасности. Во-первых, здесь минимизирован контакт сотрудников компании с ураносодержащими материалами. Для радиоэкологического контроля каждому сотруднику выдаются дозиметры, с которых ежедневно собираются данные для мониторинга.
«У нас превышений не зафиксировано ни разу. Всё в пределах нормы или многократно ниже ПДК», – заверил нас Бертан Цой.
Во-вторых, медосмотры здесь проводят ежегодно, и они свидетельствуют – народ на Семизбае подобрался здоровый. На месторождении работает 315 человек. 70% из них – проживают в Акмолинской области. Большей частью в городе Степняк.
Вопросами безопасности труда, наличия спецодежды и СИЗ, а также условиями работы и быта здесь занимается служба Industrial relations, сформированная на основе политики, принятой во всех компаниях группы АО «Самрук-Казына».
И, кстати, о бытовых условиях. Нам показали отель для персонала, работающего вахтовым методом. Слово «отель» я употребляю намеренно, а не как метафору. Это трехэтажное здание, оборудованное всем необходимым для работы и отдыха. Здесь есть всё – тренажерный зал, сауна, зал с теннисными столами. Что касается комнат, то они действительно выдерживают сравнение с номерами отелей – новая мебель, телевизор, отдельный санузел с душевой. «Кажется, откроешь окно, а там - море плещется», - не смог скрыть восхищения один из наших коллег-журналистов. Моря, конечно, нет. Но есть заботливо высаженные цветники и небольшая рощица с фонтаном.
Отдельных слов восхищения заслуживает библиотека. Её формируют сами работники, привозя книги из дома. Любителям развлекательной литературы здесь вряд ли чем можно поживиться. Зато есть весьма редкие книги по металлургии и геологии, собрания сочинений Джека Лондона, Марка Твена, классиков казахской литературы. Много книг на казахском языке. Удивил многотомник академика Лившица «Энциклопедия высшей математики» - редкая книга, выпущенная в 50-ых годах прошлого века.
По словам Данияра Досанова, «Казатомпром» вкладывает значительные средства в природоохранные мероприятия и программы по охране труда и промышленной безопасности. Достаточно сказать, что в 2023 году расходы на проведение мероприятий по охране окружающей среды составили 1,3 млрд тенге, на программы по охране труда, пожарной и промышленной безопасности – около 12,5 млрд тенге.
Семизбай-U - будущее в системе Казатомпрома
Рудник, с которого началась новая технологическая эра уранодобычи, в составе Казатомпрома получил новый импульс к развитию. И ежегодные 406 тонн – это неплохая доля в общем объеме добычи. Кстати, в 2021 году здесь серьезно обновили документацию, проведя переоценку запасов и наметив программу новых геологических изысканий. И, похоже, здесь тоже к этому относятся серьёзно. Во всяком случае на окраине технологического полигона журналисты увидели две новеньких ЗИФ-овских буровых, применяемых, как правило, в геологоразведке.
Общеизвестно, что Казахстан занимает второе место в мире по разведанным запасам природного урана и лидирует в мировой уранодобывающей отрасли. Наша страна обеспечивает 40% мирового спроса в топливе атомных электростанций. на атомную энергию - каждый третий ядерный реактор в мире работает на казахстанском уране. Китай, Южная и Восточная Азия, Северная Америка и Европа – всё это клиенты «Казатомпрома».
Сегодня на планете строится 58 атомных реакторов. Подсчитано, что к 2030 году количество их увеличится с 437 до 470, а в 2040 году достигнет 532.
И означает это только одно: несмотря на борьбу за «зеленое» будущее, никто не отвергает перспективы развития атомной энергетики. Собственно, «мирный атом» - это и есть низкоуглеводородная технология в её самом чистом виде. Вряд ли мир сможет удовлетворить свои потребности в электроэнергии без атомных электростанций. Возможно, в обозримом будущем, и Казахстан обзаведётся собственной атомной электростанцией. Если, конечно, его граждане сделают верный выбор на предстоящем референдуме.
Алексей БАНЦИКИН
Фото автора