Главная Новости Северный центр КТЖ: все под контролем!
31 марта 2023, 16:16 2268 Нигматулин Рэмир

Северный центр КТЖ: все под контролем!

Северный центр КТЖ: все под контролем!

В конце прошлого года в главном здании АО «НК «ҚТЖ» состоялось открытие Регионального центра управления движением поездов по Северному региону (РЦУП Северный). Теперь дирижирование перевозок четырех отделений северного региона – Акмолинского, Карагандинского, Костанайского и Павлодарского осуществляется из столицы. Этот проект значительно усовершенствовал организацию перевозочного процесса.

Как изменения повлияли на работу железной дороги, рассказали в РЦУП Северный. Нашим экскурсоводом стал руководитель Центра Азамат Бекмагамбетов, который прошел все стадии становления профессионального «движенца»: от регулировщика скоростей движения вагонов до директора департамента координации перевозочного процесса ҚТЖ. На железной дороге он работает более 20 лет.

В режиме реального времени

РЦУП Северный   сконцентрировал управление 46% всех перевозок железной дороги. Он включает грузонапряженные направления и стал мозгом перевозок северного региона. У Центра – два сердца: станция Караганда-Сортировочная и станция Астана, через которые проходят стальные артерий - главные грузовые потоки из севра на юг, с запада на восток и обратно.  

По словам Азамата Бекмагамбетова, РЦУП Северный – уникальный и важный сегмент грузовой работы.  Ежесуточно от Астаны до Мойынты проходит до 30 пар пассажирских поездов, до 40 пар грузовых составов. Приоритет всегда отдается пассажирским поездам.

Акмолинское и Костанайское отделения, расположенные в основных аграрных регионах страны, в пиковые сезоны перевозят до одного миллиона зерновых грузов ежемесячно. Павлодарское и Карагандинское отделения славятся угольными перевозками, на эти регионы приходится 90% от всей перевозки твердого топлива страны. На три отделения – Павлодарское, Карагандинское и Костанайское – приходится 80% перевозки руды от общей погрузки железной дороги.  80% перевозок из Павлодарского отделения отправляются маршрутами: от станций отправления до пункта назначения без расформирования и сортировки на других станциях, что значительно ускоряет доставку груза. Ежесуточно угольной разрез этого региона грузит 30–35 маршрутных поездов. Диспетчера Акмолинского отделения координируют разные грузы, собирают вагоны грузоотправителей в единый состав в сжатые сроки и отправляют по назначению. Это настоящее искусство.

  РЦУП Северный отправляет тяжеловесные большегрузные составы, такой подход позволяет рационально использовать локомотивы. Поезда весом 9 тыс. тонн отправляются по маршруту Екибастуз-1 – Пресногорьковская, весом 6,3 тыс. тонн со станций Костанайского отделения. Девятитысячники формируются и на станциях Жомарт и Жанаарка Карагандинского отделения. Оттуда груз направляется на экспорт и запад страны через станцию Саксаульская.

Диспетчера в режиме реального времени наблюдают железнодорожную обстановку на ключевых маршрутах страны, принимают важные и оперативные решения по организации перевозочного процесса.

Работают 24/7

В штате РЦУП Северный около 300 специалистов. Функционирует 27 кругов.   Центр – «живой» организм, который не спит ни минуты. Диспетчеры работают 24/7. Работают в две смены по скользящему графику. 

Сотрудники РЦУП Северный, передислоцировавшие в столицу из Караганды, Павлодара, Костаная, почувствовали коллективную сплоченность, доступность друг к другу и к общей работе. Централизация управления ускорила обмен информацией между диспетчерами и другими службами.

Современные технологии позволяют управлять большим количеством станций. На экраны мониторов диспетчеров выводится информация о движении поездов, прогнозируемом времени их прибытия/отправления на станцию.

Работа поездного диспетчера трудная, но интересная.  Эта работа для внимательных и стрессоустойчивых.

Венера Полторацкая приехала из Караганды. Она пример верности выбранной профессии. Стаж ее диспетчерской работы 33 года. Из них 10 лет она проработала диспетчером по распределению вагонов, 22 года - поездным диспетчером.

«Диспетчер – это волевой человек, понимает и знает не только свою работу, но и других структур. Он должен уметь работать с людьми, слышать их, оперативно реагировать на ситуацию и принимать правильные решения», - говорит она.

На мой вопрос, как мужчины воспринимают ее - женщину - в роли командира, скромно отвечает: «Никаких проблем нет. Мне кажется, что женщина даже больше   твердости характера проявляет в некоторых ситуациях».  

Один из молодых диспетчеров Абай Сарыбай переехал в столицу за любимой работой из Павлодара. Здесь он видит большие перспективы. Ему 27 лет.  Он работает на железной дороге 5 лет, из них два года диспетчером.  Трудовой путь начинал сигналистом, затем работал дежурным по станции Павлодар. В 2020 году получил звание «Лучший дежурный станции». Абай участник проекта «100 молодых лиц Компании».

«Главное в работе диспетчера- обеспечение безопасности движения поездов, выполнение целевых показателей, Плана формирования поездов», - говорит он.  

Во время нашего разговора диспетчер отвечает на звонки, его уведомляют об изменениях погоды (метель, сильный ветер), которые влияют на поездную обстановку.  Но благодаря профессионализму железнодорожников груз будет отправлен по назначению, несмотря на все внешние факторы.

Решение Абая переехать в столицу поддержала супруга.

Жилищный вопрос диспетчеров компания решила. В течение двух лет ҚТЖ по выбору передислоцированного работника будет возмещать расходы по аренде жилья либо расходы по оплате ипотечного займа на жилье в Астане. Кроме того, предусмотрена финансовая помощь при переезде в размере одного оклада на работника и 25% на каждого члена семьи. Возмещаются расходы по перевозке багажа.

Открытие центра по Северному региону стало финалом многоуровневого и масштабного преобразования в рамках программы «Цифровая трансформация». Ранее были открыты аналогичные Центры управления движением поездов – в Западном регионе, в городе Актобе и городе Алматы. Специалисты трех региональных РЦУП обеспечивают оперативное управление движением поездов всей железной дороги и слаженное взаимодействие со всеми структурными подразделениями.

Любовь  ПОДОЛЯК

Фото: Александр ЖАБЧУК

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: