Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
"‘Грек. Правильная форма головы’ - индифферентно говорит субтильная милиционерша юному подопечному. Если мы вспомним, что трагедия - это более развитая форма драмы, когда вместо страданий бога Диониса, о котором рассказывали жрецы, приносившие ему в жертву козла (tragos на греческом), на сцену вышли актеры, изображавшие перипетии судьбы уже не одного бога, а самых разных, и не только богов, но и героев - правителей, людей, обладающих властью или силой, становится понятно, что авторы проекта, в данном случае, в первую очередь, продюсеры, замахнулись на трагедию", - пишет в своем Телеграм-канале киновед, телевизионный журналист Катя Мцитуридзе.

"Если ‘Брат’ отрефлексировал 90-е в 90-х, в каноне классической драмы, воспевая героя одиночку, молодого бога, вершившего правосудие по собственному усмотрению, если ‘Бумер’ в нулевых воспел силу мушкетерской дружбы в мини банде, а ‘Бригада’ стала русской версией то ли ‘Однажды в Америке’, то ли ‘Крестного отца’, проследив путь героев от небытия до земной славы и обратно, ‘Слово пацана’ (с сотней оммажей лучшим в жанре) заходит в тему с другого края.

Мы видим приквел этих историй. Без гламурного флера, хотя и не без элементов сказки. Мораль на месте - посеешь ветер, пожнешь бурю. Все строго в рамках античности. Как минимум исходя из этого, любые обвинения в романтизации насилия, от сериала Жоры Крыжовникова отлетают еще дальше, чем от любого из вышеупомянутых культовых фильмов.
Греческость этой трагедии в восьми частях, поддерживает, как и положено, хор. Калейдоскоп лиц из толпы малолетних уличных бойцов убедителен. Кто помнит, тот знает. Ни одного фальшивого взгляда даже в массовке. Не говоря о главных и второстепенных персонажах.
Если кто из создателей
‘СП’ и заслуживает всякие Оскары - это, помимо продюсеров, проделавших титаническую работу по формированию проекта, кастинг директоры - Анастасия Багирова и Юлия Марина.
Разумеется, от режиссера зависит все, в том числе выбор кастинг директора. И все-же - это мощная командная работа. Все, кто меня читает, в курсе, что у меня пунктик на этот счет. Так вот, здесь никого никем заменить нельзя. Безупречно. Даже не верится, что в нашем кино, где после идеальных советских фильмов, каждый второй, а иногда и первый проект - жертва тотального мискастинга, такое стало возможным. Сдюжили. Плюс, наконец-то вспомнили, что главные герои должны быть секси, Голливуд стоит на этом уже второй век, мы, похоже, только приплыли.

"Понятно, что ИРИ заказывал сериал исходя не только из хорошего вкуса и эстетических соображений, но преследуя вполне понятные нравственно-воспитательные цели (кстати, в Древней Греции заказчиком Софокла энд ко тоже выступало государство), о них в конце титров сообщается слегка прямолинейно, на мой вкус, но едва ли они предполагали резонанс такой мощи. Кино все-таки магия. Вместе с обозначенными темами, сериал вскрыл шкаф с тщательно закрытыми домашними скелетами. Стопроцентное попадание актеров в образы - главная сила ‘Пацанов’.
Тихий ботаник с правильным греческим черепом, мама которого видит его пианистом, Андрей, он же Пальто (привет ‘Курьеру’ и культовому диалогу о мечтах и верхней одежде) - актер с вполне голливудским именем Леон Кемстач, в свои 15 играет на разрыв аорты. Самородок. Тихий, добрый, несуетливый, как мы любим. Если все сложится удачно, при работе с талантливыми режиссерами, он имеет все шансы вырасти в большую звезду. Его поразительное сходство с юным Б. Питтом укрепляет меня в этой мысли. Скрестим пальчики.
Неслучайно фильм начинается с Пальто и его игры на воображаемом фортепиано и заканчивается им же, но в несколько более суровых декорациях исполняющим гимн ‘Пацанов’ - хит Шатунова ‘Седая ночь’. Застенчивый подросток, пройдя адские испытания, на наших глазах становится мужчиной. И если финал фильма делить на части, по личному экзиту каждого из героев, Пальто выстрадал свой хэппи-энд, хоть мы можем его только предположить.

Идеальную пару тихому и упертому Пальто составляет Адидас младший, он же Марат, он же актер Рузиль Минекаев. Рузиль играет ровно в противоположном ключе - шумно, яростно, эмоционально.
Именно этот дуэт втягивает нас в простую, по сути, и знакомую каждому постсоветскому человеку историю. Рузилю - 24, Леону - 15. При этом, играют почти одногодок и ни грамма диссонанса. На некоторых эпизодах с Маратом и Пальто я плакала.
Никита Кологривый. Одно имя чего стоит. Звезда. Да, невероятно живой, подвижный, да, похож на Николая Караченцева во многом, но. Его герой, в силу ограниченности хронометража, прописан достаточно схематично, бегло. Узнать его близко мы не успеваем. Вообще у меня всю дорогу было ощущение, что группа снимала все в бешеном темпе, чтобы куда-то успеть. Так обычно гонят к чьему-то юбилею или к какой-то важной дате. Я бы с удовольствием посмотрела не 8, а допустим 12 серий, чуть более развернутых событий, о части которых мы просто догадываемся. Никита, безусловно, купается в своей дерзкой роли - море по колено. Харизма бежит впереди героя. И здесь у Крыжовникова образуется второй яркий дуэт.
В пару Кащею/Кологривому дается Вова Адидас, он же Адидас старший. Оба без краев, оба на своих понятиях, оба непоследовательны в действиях, оба идут до конца. Ваня Янковский, за последние года два обыгравший по количеству уже и Петрова/Безрукова/ Козловского/Борисова вместе взятых, органичен в любой роли. В отличие от многих, я не вижу фальши в его афганском ветеране. Как и один из продюсеров фильма, я даже лично знакома с одним прототипом. Не все возвращались суровыми, были и такие лихие выжившие.
В героя Янковского режиссер вложил всю свою душу (и насмотреность). Медсестра Наташа (воздушная Елизавета Базыкина), в которую влюбляется Вова Адидас, один в один - актриса Пенелопа Энн Миллер (и немного Елена Проклова). В шедевре ‘Путь Карлито’ великого Де Пальмы, который я лично ценю гораздо выше того же ‘Крестного’, все возносят, и по заслугам, АП. Все понятно. Но именно воздушная блондинка Миллер придает истории и легкость и драматизм одновременно. Финальная сцена с Адидасом старшим - прямая цитата финала ‘Путь Карлито’ (в слитом варианте вообще был вокзал перон). Этот греческий финал повторяли во многих фильмах, но здесь он один из лучших.
По персонажам сразу отмечу два моих открытия. Нереально крутая девочка Анна Пересильд. С каким достоинством она играет в 14 лет тяжелейшую роль - браво! Любовная линия Айгуль и Марат, фундамент ‘СП’. Не менее обаятельный тандем Пальто/ милиционерша Ирина. Анастасии Красовской - 25, Пальто - 15. Крыжовников рисует этот целомудренный мезальянс так деликатно, как умели только в большом советском кино.

Вообще, главная заслуга режиссера и, конечно, сосценариста Крыжовникова - Андрея Золотарева в самом отношении к героям. В отличие от тысяч историй, где даже положительные персогажи бродят недолюбленные авторами, здесь все, включая антагонистов, вызывают сочувствие. ‘Никого не жалко, никого’ плавно сменилось на противоположное. Мы понимаем и принимаем обстоятельства героев не умом, а сердцем.
Отмечу всех актеров, кого запомнила. Сергей Бурунов - нереально круто меняет традиционное комическое амплуа на роль местного короля Лира, на глазах которого его семья (он отец Адидасов) превращается в руины; Лев Зулькарнаев /Зима - точный, лаконичный, противоречивый гопник, жестокий и обаятельный одновременно; Слава Копейкин / Турбо - красивый, мстительный, злой, во многом именно его герой становится катализатором событий с необратимыми последствиями; Антон Васильев / дядя Ильдар - хитроватый мент с добрым сердцем и поведенческими неточностями неожиданно добавляет фильму тепла и юмора (надо сказать, Иван Янковский тоже проявляет в ‘СП’ свои лучшие комические скилы); Александр Самойленко-мл. - комсомольский вожак; Андрей Максимов - Желтый; Игорь Дзюба - Чушпан; Ярослав Могильников - Ералаш, с ним связана еще одна тонкая цитата, из ‘Однажды в Америке’.
Наивные подранки, вышедшие из разных, в основном малообеспеченных семей, обречены, как и положено в греческой традиции, на трагический катарсис.
Кто-то из них выжил, но большинство полегло на бескрайних злых улицах - от Казани до Солнцево, от Тамбова до Кемерово, в те самые 90-е, и чуть позже, в начале нулевых, осмысление которых в нашем кино еще предстоит. Криминальная революция? Нет, не слышали. О пацанах снимали большие советские авторы, но то было другое кино, снятое под другим прицелом. Не лучше, просто другое.
Местами ‘Слово Пацана’ - ‘Вестсайдская история’. Постановочные танцы. Саундтрек. ‘Седая ночь’ здесь играет такую же роль, как в ‘Грузе 200’ - ‘На маленьком плоту’. В зависимости от эпизода звучит то романтично, то до омерзения противно. Мощная техно-композиция ‘Пыяла’ группы ‘Аигел’(Айгел Гасина, Илья Барамия)лаконично финализириует каждую серию. Один из лучших эпизодов идет под ‘Чунга-Чанга’, про чудо остров где жить легко и просто. Пацаны пытаются поделить этот остров, считая себя сценаристами. На какой-то миг у них получается. Так им кажется. Летний дождь (еще один удачный эпизод на медляке) быстро заканчивается. А Питеры Пэны, как известно, не взрослеют.

Не в последнюю очередь я посмотрела ‘СП’, под влиянием звонка из прошлого. В прямом смысле. Неделю назад мне позвонил друг. Я не слышала его лет 20, так, переписываемся в сетях, друг из моей тбилисской юности. От волнения он не мог сформулировать внятно, что именно хочет сказать. В этой казанской истории он уловил эпизоды своей/нашей прошлой жизни. В Тбилиси, разумеется, все было несколько более гламурно, но финал многих наших друзей был не менее безжалостным. Правда, в нашем случае есть и выдающиеся исключения, из всего этого и в бизнес гиганты. Но это уже сиквел. А что, всем было бы интересно проследить судьбу Пальто, по идее он уже вышел на свободу. Скорее всего по УДО.
Софокл писал о коллеге Еврипиде: ‘Я изображал людей такими, какими они должны быть. Еврипид изображает их такими, какие они в действительности ’. ‘Слово пацана’ - это герои, какие они есть, обычные люди, маленькие люди, попавшие на бекграунд больших исторических событий. В наше кино вернулись герои, с чем всех и поздравляю".
https://t.me/kate_blanche/8126
10
Самрук-Казына: Наурыз – праздник обновления и надежды!
10
ТОО «Богатырь Комир» растит батыров
7
«Теміржол аруы». ҚТЖ үздіктерді анықтады
6
Энергетика Алматы в надежных руках
0
В Жанаозене при поддержке АО «Озенмунайгаз» отреставрировали ДК «Мунайшы»
0
"Мы теперь не домоседы". Фоторепортаж
0
Внимание, вы входите в зону карантина. Какая она – временно нелюдимая столица?
0
Air Astana провела экскурсию для участников программы "Жас Өркен". Подробности из закулисья
16
"Высокое напряжение". Сотрудники "дочек" Самрук-Энерго поучаствовали в Алматинском полумарафоне
4
Табиғи газды арқау еткен автошеру басталды
10
В спартакиаде Казатомпрома победила команда УМЗ
0
Туған елге саяхат!
69
05 декабря 15:38
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
78
05 декабря 14:38
Минэнерго показало журналистам работу стратегических энергообъектов столицы