Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
«Эйр Астана» стала родным домом для многих бывших военных летчиков. В компании служат пилоты, начинавшие свой путь с военной транспортной авиации. О том, как они решились на новую карьеру в гражданской авиации, рассказали командиры – Ержан Бекеев, Руслан Ахметов и Ерлан Усеинов
Первым делом – самолеты
– «Когда ты уже наденешь белую рубашку вместо своего комбинезона?» – интересовался мой брат Жанайдар. Он мечтал, чтобы я работал в компании «Эйр Астана», – рассказывает командир Airbus Ержан Бекеев. – И однажды этот день наступил.
Для Ержана путь в авиацию начался с последнего звонка в школе. На следующий день после выпускного он отправился поступать в Балашовское училище под Саратовом. По окончании попал по распределению под Семипалатинск, потом служил в Алматинском полку эскадрильи на Ан-12, дослужился до командира эскадрильи.
– Летали на грузовых самолетах, перевозили оружие, участвовали в ротации военных на таджикско-афганской границе, – рассказывает Ержан. – Специфика полетов в гражданской авиации сильно отличается. Мы на службе частенько летали на старых самолетах, бывало, отказывали двигатели. За один из таких отказов получил медаль «Ерлік үшін». В 27 лет я дослужился до командира, а чтобы расти дальше, нужно было переходить на административную работу. Тогда и решил попробовать себя в гражданской авиации: в 2006 году пришел в компанию «Эйр Астана». Начинал летать на Fokker-50, а потом на Boeing. Сейчас работаю на Airbus.
Ержан – из семьи пилотов: у него летают брат, два племянника. Подрастают дети, и их мечта – однажды начать летать.
Детская мечта
Для командира Airbus Руслана Ахметова самолеты были мечтой с детства.
– Я родом из Шымкента, там в то время базировался полк. И когда однажды увидел военный истребитель, пролетавший над домом, то понял: это мое! – говорит Руслан.
– Мы учились вместе с Ержаном Бекеевым. Балашовское училище тогда было единственным местом в Советском Союзе, да и, возможно, в мире, где учили военных летчиков транспортной авиации. Чтобы понимать масштаб – у нас было порядка 200 учебных самолетов. По распределению попал в войсковую часть 73-й Воздушной армии в Алма-Ату.
Военная служба заложила характер и привычки на всю жизнь.
– У нас эскадрилья (а это примерно 100 человек) – летчики, прапорщики, инженеры, техники – были одной семьей. Все знали друг про друга, могли помочь разрешить проблему, поддерживали друг друга. Военная авиация – лучшее время жизни, – вспоминает Руслан.
Коллеги рассказали, что Руслана награждал орденом «Айбын» 2-й степени президент страны: летчик смог спасти самолет и экипаж во время сложного отказа двигателя. Но говорить об этом сам Руслан не особо любит: «Это рабочие моменты…».
– Когда все высоты на военной службе были взяты, перешел в гражданскую авиацию, – рассказывает Руслан. – Привыкал к другому распорядку, но еще несколько лет поглядывал в сторону военных самолетов.
Сын Руслана тоже подумывает о профессии летчика и планирует пойти в военную авиацию.
Школа жизни
Ерлан Усеинов ушел с военной службы в чине полковника, начальника авиации министерства внутренних дел.
– Мы ему честь и в обычной жизни отдаем, – говорят Ержан и Руслан.
Ерлан после школы поступил в Оренбургское военное летное училище на морского летчика. После окончания отправился на Дальний Восток (на Тихоокеанский флот), летал в морском полку. В 1992 году перевелся в Казахстан в авиацию внутренних войск, они дислоцировались в Бурундае, и уже в 29 лет стал командиром авиационной войсковой части.
– В 2005 году вышел на пенсию, было трудное время. Подумал, посоветовался с ребятами, решил поступать в гражданскую авиацию. Начал с подготовки по английскому языку, чтобы пройти интервью. Год готовился – и поступил. Потом, уже когда учился на командира, проходил обучение в компании: благодаря инициативе президента компании Питера Фостера при «Эйр Астане» были организованы языковые курсы для пилотов с носителями языка, и мы смогли легко поднять свой уровень, – говорит Ерлан. – Мне повезло в жизни с людьми. Ведь многим военным трудно перестроиться на жизнь на гражданке, но мы нашли в себе силы, смогли заново переучиться. Все-таки служба дает настоящую школу жизни. И если ты ее прошел, тебе ничего не страшно. И сейчас, оглядываясь назад, многие из нас уже по времени дольше работают в «Эйр Астане», чем на военной службе. «Эйр Астана» дала нам второе дыхание. Мы благодарны руководству компании – Игорю Владимировичу Сегедину, Питеру Фостеру – за прекрасные условия работы. Пилоты из других компаний, с которыми мы встречаемся на обучении, всегда хвалят нашу компанию, а мы гордимся быть частью «Эйр Астаны»!
Дина КАСЫМОВА