Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Фото SK NEWS
В четверг на брифинге АО «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов рассказал об итогах деятельности госхолдинга и планах дальнейшего развития
Свое выступление Нурлан Жакупов начал с позитивного посыла: в 2022 году вклад группы компаний «Самрук-Қазына» в развитие экономики Казахстана составил 7,6 трлн тенге
«Если сложить, в частности, наши выплаты в адрес государства, то есть: налоги, дивиденды и прочие распределения за 2022 год, то эта сумма составила почти 2 триллиона тенге. Это сравнимо с бюджетом 2023 года самой крупной агломерации Казахстана – городом Алматы и Алматинской областью – вместе взятыми», - отметил глава Фонда.
При этом вклад в экономику страны с учетом всех вливаний в социальные, инфраструктурные и приоритетные (определенные таковыми Правительством – единственным акционером Фонда) проекты составляет 132 млрд тенге.
Глава Фонда подробно остановился на одном из самых актуальных вопросов современности – тарифной политике. В настоящее время руководство «Самрук-Казына» ведет переговоры с Правительством страны с целью выработки взаимоприемлемой идеологии справедливых тарифов на услуги компаний (в частности, энергетического сектора». Фонд предлагает пересмотреть подходы к политике «Тариф - в обмен на инвестиции».
По словам Нурлана Жакупова, сегодня Фонд фактически субсидирует экономику Казахстана, предоставляя льготные тарифы и цены на общую сумму 1,2 трлн тенге. Однако такая практика приводит к хроническому недофинансированию и невозможности восстановления изношенной инфраструктуры (не говоря уже о её модернизации).
Глава Фонда обозначил задачу, как прагматичное сохранение роста тарифов, но в пределах целевого инфляционного коридора в 10-12%.
«Нам нужно обновлять железнодорожные сети и подвижной состав, чтобы вагоны были новые и качественные. Чтобы каждую неделю нам не приходили новости о происшествиях. Нужно привлекать инвесторов в наши проекты, в экономику страны. А ни один инвестор не придет в бизнес, будь то энергетика, производство, транспорт или топливный сектор, если на товар не будет справедливой цены, если цена будет ниже себестоимости», - заявил Нурлан Жакупов.
Отвечая на вопросы журналистов, он проиллюстрировал этот тезис ярким бытовым примером.
«Представьте, что у вас есть свой бизнес, и вы продаете свои услуги ниже себестоимости. Допустим, вы работаете в такси, и в день себестоимость бензина, который вы сжигаете, перевозя пассажиров, пусть будет равна трем тысячам тенге. Вы перевозите 20 пассажиров в день. А деньги, которые они вам заплатят, будут не три, а 2,5 тысячи. То есть вы себе в убыток будете работать. Как долго вы сможете вести такой бизнес? Я думаю, что недолго. То же самое сейчас происходит в общенациональных масштабах», - обратил внимание Нурлан Жакупов.
Фото SK NEWS
По его мнению, именно недофинансирование и практика дотаций стали причиной энергетического коллапса в Экибастузе в прошлом году.
«В прошлом году у нас была трагедия в Экибастузе. Одной из причин, я считаю, тарифную политику. Если у нас тариф не позволяет вовремя проводить планово-предупредительные ремонты, модернизировать инфраструктуру, то рано или поздно она выйдет из строя», - высказал свое мнение глава Фонда.
При этом глава госхолдинга отдает отчет в том, что этот вопрос является «сложным и чувствительным для населения», и категорически против «резких движений».
«Ни в коем случае не должно быть резких движений в этой сфере… Изменение тарифов - это сложный, но необходимый шаг, который, однако даст толчок всей экономике», - считает Нурлан Жакупов
Глава фонда представил свой прогноз доходов группы компаний «Самрук-Қазына» на 2023 год. По его мнению, ожидается значительный рост стоимости активов фонда - до 78 миллиардов долларов. В 2022 году Фонд «стоил» 72 миллиарда долларов.
Руководство Фонда ставит задачу не просто сохранить активы фонда, а увеличить их эффективность и повысить прозрачность. Чистая прибыль Фонда планируется на уровне не ниже прошлого года, несмотря на снижение цен на нефть.
«Я принял управление фондом, когда суммарная стоимость его активов составляла 72 миллиарда долларов. Я намерен приложить все усилия, чтобы до конца 2026 года стоимость активов Фонда, то есть стоимость предприятий и компаний, принадлежащих народу Казахстана, составила 100 миллиардов долларов. Это амбициозная цель, но я уверен, что у нас есть все возможности для достижения этой цели», - считает Нурлан Жакупов
Комментируя сложный вопрос строительства АЭС на территории Казахстана, глава Фонда указал на ряд проблем.
«Очень много факторов для принятия решения: будет ли АЭС или нет. После того, как мы примем это решение, мы можем говорить о том, с каким производителем или вендором мы будем строить: будь это «Росатом» или какая-то другая компания. На сегодняшний день мы видим, что есть вопросы, связанные с местом расположения атомной электростанции. Нам необходимо понять и определиться по месту, так как есть ряд требований, в том числе по воде, экологии. Есть очень большой вопрос в Казахстане по воде: трансграничные реки, водоемы - с Балхашом вопросы, Каспий мелеет - есть вопросы трансграничных рек», - сказал Нурлан Жакупов в ходе брифинга.
Глава Фонда предложил аудитории задуматься, принимая в расчет ухудшающуюся экологическую обстановку.
«Если сейчас мы выберем одно, поставим АЭС, а через 10 лет вода еще на 10 метров отойдет, то что будет? Мы же работаем в той реальности, которая меняется. Как говорил Дарвин, выживает не сильнейший, а тот, кто быстрее всех адаптируется. Мы не можем принять решение в духе «А давайте поставим!», ведь через 10 лет, когда ее построят, вдруг воды не будет? Также есть вопросы местного характера. Не все готовы, чтобы у них под боком стояла АЭС», - добавил Нурлан Жакупов.
При этом он обратил внимание на то, что атомная электростанция – «недешевое удовольствие», стоимость ее строительства и последующего содержания исчисляется десятками миллиардов долларов. При этом он снова вернулся к теме тарифов.
«Какой должен быть тариф, чтобы эта АЭС окупилась? Потянем ли мы как государство такой тариф?... Допустим, сделаем АЭС, но какая будет стоимость электроэнергии? Нужно брать в расчет все факторы. Здесь нам необходимо для себя понять: готовы ли мы позволить себе это недешевое удовольствие… Да, у нас есть дефицит (электроэнергии). Если мы ее построим, то, гипотетически, она покроет этот дефицит. Но строительство займет порядка 10 лет. Это огромные деньги. Кто за эту электроэнергию будет платить? Мы с вами, наши дети… Это взвешенное решение, здесь необходимо провести правильный анализ со всех точек зрения»», - пояснил свою позицию Нурлан Жакупов.
10
Самрук-Казына: Наурыз – праздник обновления и надежды!
10
ТОО «Богатырь Комир» растит батыров
7
«Теміржол аруы». ҚТЖ үздіктерді анықтады
6
Энергетика Алматы в надежных руках
0
В Жанаозене при поддержке АО «Озенмунайгаз» отреставрировали ДК «Мунайшы»
0
"Мы теперь не домоседы". Фоторепортаж
0
Внимание, вы входите в зону карантина. Какая она – временно нелюдимая столица?
0
Air Astana провела экскурсию для участников программы "Жас Өркен". Подробности из закулисья
16
"Высокое напряжение". Сотрудники "дочек" Самрук-Энерго поучаствовали в Алматинском полумарафоне
4
Табиғи газды арқау еткен автошеру басталды
10
В спартакиаде Казатомпрома победила команда УМЗ
0
Туған елге саяхат!
107
12 декабря 13:01
АО «Самрук-Қазына» снова в числе лидеров нефинансовой отчетности
111
11 декабря 22:17
Кто работает на ПНХЗ: прибористы