Главная Новости Свет и тепло: истории работников АО «АлЭС»
03 апреля 2024, 16:04 425

Свет и тепло: истории работников АО «АлЭС»

Свет и тепло: истории работников АО «АлЭС» Фото пресс-службы АО "АлЭС"

Своими воспоминаниями делится Турсун Мукарамовна Жакупова, председатель профкома ТЭЦ-1 им. Б. Оразбаева, о своей работе на станции в 1980-х годах и об истории компании

   Я устроилась работать мотористом топливоподачи на ТЭЦ-1 в 80-х годах прошлого века. Тогда еще здесь были работники, которые участвовали в строительстве ЦЭС или видели, как шло ее строительство. Одна из них – Мария Максимовна Катаева, которая воочию видела стройку, будучи ребенком.

  У казахов есть хороший обычай «асар», когда люди, собираясь вместе, оказывают безвозмездную помощь кому-то из соседей или односельчан. Например, после пожара, или при строительстве дома. И, как вспоминала Мария Максимовна, во время строительства станции казахи съезжались из близлежащих аулов, с семьями, на телегах, чтобы покормить строителей. Все ждали, когда станция даст свет в их дома.

  Женщины готовили еду, а мужчины вручную заливали фундамент… Даже дети помогали, таскали воду. Мария Максимовна говорила: «Мы знали, что потом у всех будут висеть стеклянные лампочки! Всем будет светло, и не надо будет фонари чистить. Дети этому радовались, потому всегда им приходилось чистить от копоти стекла керосиновой лампы, а им объяснили родители, что таких ламп больше не будет».

    Мария Максимовна работала на ТЭЦ-1, даже будучи на пенсии, и мы ней часто общались. Вспоминая те времена, она рассказывала, что тогда уголь и золу вывозили на телегах, и на лошадей нередко попадали горящие угольки…

  А потом грянула война. Во время войны работали беспрерывно, все боялись уйти, ведь тогда была очень строгая дисциплина. 

… Я же начинала работу на топливоподаче. Это начало процесса выработки энергии на станции. На этом этапе мы подаем топливо, наполняем бункера сырого угля… Это был так называемый химводный режим. После такой подготовки уже химический цех готовит топливо для котлов.

   С точки зрения физической нагрузки это был, наверное, самый тяжёлый этап работы. Тем не менее, здесь работали пожилые женщины. Норматив был у них загрузить 7 тонн угля, но могло выйти и больше. Например, была у нас Зина, у нее было очень слабое зрение. И чтобы не ошибиться с объемом засыпанного угля в приемнике, она опускала руку в приемные рукава (течка) – специальную трубу для засыпки угля, под которой был склад. Уголь падал вертикально в одно место, и его затем нужно растаскивать. Так вот, как только конец пальчика Зины коснётся угля, она начинает тормозить засыпку. Поскольку, если коснулась, значит, что уже мы начали «заваливаться». То есть, вот-вот труба забьется.

   Уголь приходил независимо от времени года – и летом, и зимой. Но чтобы выгрузить 43 вагона женщинам отводилось 2,5-3 часа. Мне же приходилось носиться вдоль конвейера, поскольку если тетя Зина или тетя Соня прозевают, то там уже будут все 120 тонн угля. А из-за несвоевременного реагирования забивалась течка.

   По линии конвейера 5-6 таких течек. В одной набрал нужный объем, надо бежать – следующую течку переводить на прием угля. Бульдозер в это время начинает его растаскивать, чтобы место освободить для следующей партии топлива. И пока он растаскивает, нужно очень быстро бежать назад. Так и скачешь по линии между приемниками, лишь бы не завалить течку.

   Работа на этом участке топливоподачи была очень тяжелая, совершенно неженская. Но мы даже там оставались женщинами и находили хорошее. Помню, мы смазывали ролики на конвейерах солидолом, после него кожа на руках становилась нежной. Мы тогда шутили, что это было наше первое косметическое средство от угля…»

Автор: Айгуль Курганбаева

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: