Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Сегодня все абитуриенты решают, куда пойти учиться. Самой перспективной и оплачиваемой отраслью остается нефтянка — причем речь не о простой добыче нефти, а о более сложных, творческих и интересных профессиях. Вот пять причин, почему стоит их выбрать - Greenqazaqstan.kz
Сегодня два из трех добываемых баррелей нефти уходит на производство горючего для транспорта. Сто лет назад двигатель внутреннего сгорания оставил без работы лошадь и похоронил паровую машину. Теперь оптимисты предрекают ДВС скорую смерть — экология же, электромобили, Илон Маск.
Очевидно, что электрокары победят в будущем — но не в ближайшем. По прогнозам ОПЕК, в 2045 году их доля составит всего 16%.
В следующие 25 лет количество автомобилей в мире вырастет почти в два раза. А это еще 1,2 миллиарда новых моторов, большая часть из которых работает на бензине. Как тебе такое, Илон Маск?
К тому же у электрокаров есть ряд существенных недостатков, которые инженерам еще предстоит решить.
Во-первых, они все еще дорогие в производстве. В Европе рост продаж электромобилей в последние годы объясняется только государственными субсидиями.
На себестоимость электромобилей сильно влияют металлы для аккумуляторов — литий, кобальт, никель, а их запасы в мире ограничены. И с ростом продаж электрокаров цены на металлы будут только повышаться.
Кстати, нахваливая электромобили, экоактивисты почему-то закрывают глаза на вред, который окружающей среде наносит добыча металлической руды. Эксперты посчитали, что производство такой машины наносит природе в два раза больший ущерб, чем выпуск автомобиля на бензиновой тяге.
Во-вторых, электрокары долго заряжаются и недалеко едут. В городе это еще терпимо, а вот жителям сельской местности электромобили не подходят. Никому не захочется застрять где-нибудь в степи из-за севшего аккумулятора.
Зимой еще хуже. Уже при -7 градусах по Цельсию запас хода электромобилей снижается на 40%.
Другими словами, бензиновые автомобили еще покоптят небо — а значит, спрос на нефть никуда не денется.
Второе место в структуре потребления нефти занимает нефтехимическая промышленность — около 15% сырья.
Из нефти производят этилен, бутилен, пропилен… Проще говоря, пластмассу, целлофан, красители, моющие средства, линолеум, искусственную кожу, большую часть одежды, лекарства и многое-многое другое.
Ученые придумывают новые углеводородные материалы, которые находят применение во всех сферах жизни. Но стремительно развивающейся отрасли в ближайшее время может критически не хватать квалифицированных специалистов.
О перспективах этого сектора говорит и то, что Министерство энергетики Казахстана разрабатывает Национальный проект по развитию нефтегазохимии.
До 2025 года в Казахстане построят сразу пять новых нефтехимических заводов, три из которых — в Атырауской области. На западе страны будут выпускать полипропилен, технические газы и полиэтилентерефталат — человеку без профильного образования достаточно знать, что это очень нужные материалы.
Все говорит о том, что глубокая переработка нефти в ближайшем будущем станет новым драйвером экономического роста нашей страны.
Потребление природного газа в сопоставимых пропорциях делят между собой энергетика, промышленность и бытовое потребление.
С последним все понятно — газификация населенных пунктов в Казахстане, как и во всем мире, только набирает обороты.
В энергетике пока не придумали ничего умнее обычного сжигания газа. Но голубое топливо значительно экологичнее угля. Поэтому в Южной столице все электростанции собираются перевести на газ. Алматинская ТЭЦ-1 уже переведена на газовое топливо, до конца 2026 года будет модернизирована ТЭЦ-2.
В промышленности природный газ в основном потребляет металлургия. Он необходим на различных этапах выплавки черных и цветных металлов.
Еще не реализован потенциал газа в производстве полимеров и в качестве автомобильного топлива — это реальные перспективы обозримого будущего.
Нефтяная отрасль долгие годы остается ключевой для казахстанской экономики. Огромные залежи черного золота — около 30 миллиардов баррелей — определяют ориентиры развития нашей страны на ближайшую сотню лет.
По объемам запасов нефти мы находимся на 12 месте в мире. Добыча введется на 250 месторождениях нефти и газа — потенциальных рабочих местах будущих нефтяников.
17% ВВП страны обеспечивает нефтегазовая отрасль. И даже эти цифры в полной мере не отражают зависимость страны от углеводородов. Каждый второй доллар иностранных инвестиций в нашу экономику идет именно в нефтегазовый сектор.
Почти половина госбюджета формируется за счет налогов нефтянки. А это зарплаты учителей и врачей, стипендии студентов, государственные программы поддержки бизнеса и помощи безработным гражданам.
За счет нефтяного роялти строятся дороги, каждый год меняется брусчатка около акимата, усердно модернизируется общественное сознание. Так или иначе, это подкармливает бизнес и способствует созданию рабочих мест — то есть накачивает внутренний рынок нацвалютой, подкрепленной нефтедолларами.
Не забывайте об огромном квазигосударственном секторе, во многом состоящем из нефтегазовых компаний — он тоже обеспечивает рабочие места, закупает товары и услуги у предприятий различных секторов экономики.
Почти все, кто зарабатывают в стране, имеют дело с доходами от добычи нефти и газа, которые через бюджет или квазигоссектор вливаются в экономику.
В прошлом году Минтруд разработал Атлас новых профессий и компетенций, в котором спрогнозировал востребованные в будущем специальности. В нефтегазовой индустрии ожидается исчезновение 13 старых и появление 37 новых профессий. То есть потребности отрасли в квалифицированных специалистах будут только расти.
Казахстанские нефтяники сегодня востребованы не только в стране, но и за рубежом. Углеводороды у нас добывают международные компании, для которых на первом месте стоят компетенции сотрудников, а не их родственные связи. Выбирая работу в этой отрасли, будьте готовы к зарубежным стажировкам и командировкам.
К слову, чтобы нефтяное образование котировалось за границей, желательно учиться в западных регионах страны, обеспечивающих основной объем нефтедобычи.
Например, в Атырауском университете им. С. Утебаева нефтегазовому делу обучают в тесном сотрудничестве с местным нефтеперерабатывающим заводом. Выпускники вуза гарантированно трудоустраиваются на Атырауский НПЗ и в другие крупные нефтяные компании, которых в западном регионе хватает.
Компании вкладывают средства в оснащение кабинетов и лабораторий вуза, помогают разрабатывать учебные программы и воплощать научные разработки. Все это не из альтруизма: нефтегазовый сектор больше всех заинтересован в подготовке нового поколения нефтяников.
Обучение в нефтедобывающем регионе — это в первую очередь возможность находиться среди профессиональных нефтяников, проходить практику на крупнейших международных предприятиях и заводить знакомства с сильнейшими нефтехимиками страны.
В общем, хоронить нефтегазовую отрасль еще рано. Напротив, тот, кто сегодня свяжет свое будущее с нефтянкой, завтра окажется в выигрыше.