Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
КТЖ непрерывно инвестирует в железнодорожную инфраструктуру. Особенно на границе с Китаем и на Каспийском море. Это создаёт благоприятный логистический климат, обеспечивая ежегодный рост грузоперевозок, в том числе транзита. Порты в Мангистауской области являются ключевыми объектами Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
АО «НК «ҚТЖ» организовало специальный пресс-тур на свои инфраструктурные объекты: Актауский морской торговый порт, порт «Курык» и Актауский морской северный терминал. Журналистам рассказали о проводимой работе по увеличению грузопотоков через порты по ТМТМ.
Актауский морской торговый порт
Порт Актау круглогодично открыт для захода судов всех типов. За последние три года (с 2019 г. до 2021 г) он принял около двух тысяч судов, перевалка превысила 10 млн тонн различных грузов. За четыре месяца 2022 года было перевалено более 1,2 млн тонн.
«В феврале этого года через порт Актау было перевалено 1 657 ДФЭ контейнеров, а уже в апреле показатель вырос в два раза и составил 3 099 ДФЭ. В этом году ожидается двукратный рост контейнерных перевозок к уровню прошлого года – до 50 тысяч ДФЭ, а объемы перевозок по маршруту ТМТМ вырастут в шесть раз - до 3,2 млн тонн», - отметил руководитель АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев
Порт Актау представляет собой современный многоцелевой терминал. Складские площади имеют все условия для качественного и надёжного хранения грузов. На открытых складских площадках площадью более 80 тысяч м² можно одновременно разместить на хранение 2 500 контейнеров. Площадь крытого транзитного склада составляет 2 тысячи м². В порту три универсальных сухогрузных причала для обработки генеральных, тарно-штучных и негабаритных грузов. Еще один причал для перегрузки зерна и обработки судов с горизонтальным способом грузообработки.
Журналисты посетили паромный комплекс, позволяющий осуществлять накат-выкат вагонов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с фактической пропускной способностью 2 млн тонн. Возможности зернового терминала порта Актау позволяют обрабатывать до 700 тысяч тонн в год. Одновременно здесь можно хранить до 22,5 тысячи тонн зерновых. Шесть нефтеналивных причалов обрабатывают в одно время пять танкеров (до 12 тысяч тонн). Порт обладает техническим парком, позволяющим обрабатывать практически любые виды грузов.
Порт «Курык»
Генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик Ахметов рассказал об инфраструктуре порта, которая разделена железнодорожными и автомобильными причалами с одновременным обслуживанием четырех паромов. Участники пресс-тура посетили здания диспетчерской службы, морского вокзала, пункта таможенного оформления. Им также показали технологию обработки подходящего грузопотока по принципу «одного окна».
«Пропускная способность железнодорожного причала составляет 4,1 млн тонн в год. Среднее время полного цикла обработки одноярусного парома составляет – 6-8 часов, а двухярусного – 10-12 часов, что позволяет обрабатывать до 5-8 паромов в сутки. Паромы вмещают до 54 железнодорожных вагонов», - пояснил Серик Ахметов.
Через порт Курык переваливаются нефтепродукты, химическая продукция, металл, товары народного потребления и другое. Импорт составляют продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла.
Актауский Морской Северный Терминал
АМСТ расположен на восточном побережье Каспийского моря и является составляющей частью международных транспортных коридоров ТМТМ, ТРАСЕКА и Север-Юг, грузы из северного терминала преимущественно транспортируются в направлении портов Ирана, РФ, Азербайджана. Проект «Расширение порта Актау в северном направлении» был реализован в рамках дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры страны.
«Терминал работает круглогодично. Это современный многоцелевой комплекс площадью 39,4 га, с возможностью перевалки грузов до 3 млн тонн в год, из них зерновые – 1 млн тонн, генеральные грузы – 2 млн. тонн. Его возможности по перевалке контейнеров свыше 70 тысяч ДФЭ в год, единовременно мы здесь можем хранить до 6 тысяч ДФЭ. При этом, основными объектами являются 4 грузовых причала общей длинной 587 метров, зерновой терминал, где можно единовременно хранить до 60 тысяч тонн и грузовой терминал, в котором возможно одновременно поставить до 170 тысяч тонн генеральных грузов», - отметил генеральный директор ТОО «Актауский Морской Северный Терминал» Даурен Калиаскаров,
По его словам, реализация проекта увеличила мощность порта Актау по генеральным грузам в 2 раза с 2 млн тонн до 4 млн. тонн, по зерновым в 1,5 раза с 0,6 млн тонн до 1,6 млн. тонн. Текущий парк основной и вспомогательной техники позволяет делать грузоперевалку всех видов генеральных и контейнерных грузов.
С начала эксплуатации терминала было обработано 1275 судов, перевалка грузов превысила 5,6 млн тонн груза. За 2021 год перевалено более 980,6 тысяч тонн грузов, из них 800,4 тысяч тонн в экспортном направлении и 178,2 тысяч тонн в импортном. Объем перевалки контейнеров в 2020 году составил 3 399 единиц. За 4 месяца 2022 года перевалка грузов составила 282,7 тысячи тонн и обработано 85 судов.