Главная Новости В КТЖ опровергли информацию о массовом сокращении сотрудников
Наши люди10 июня 2020, 09:17 362

В КТЖ опровергли информацию о массовом сокращении сотрудников

В КТЖ опровергли информацию о массовом сокращении сотрудников

Оптимизация численности в компании и реальное сокращение работников – далеко не одно и то же,  пояснили в КТЖ. 

В последнее время в некоторых телеграмм-блогах и мессенджерах распространяется информация о массовых сокращениях в АО "НК "ҚТЖ". Компания решила разъяснить эту ситуацию. 

Сейчас в КТЖ проходит оптимизация персонала, она продиктована тремя основными факторами. 

Первый –это низкая производительность труда по сравнению с аналогичными железнодорожными компаниями. Например, по сравнению с РЖД производительность ниже в два раза, а с североамериканскими железнодорожными компаниями (САЖД) и China Railways отставание еще больше. Если сравнивать по количеству работников на 1 км эксплуатационного пути с РЖД, то показатель АО "НК "ҚТЖ" сопоставим, но на 28% ниже чем в Deutsche Bahn, а по сравнению с САЖД отстает в разы. Что касается технических и технологических показателей, то, к примеру, в РЖД гарантийные "плечи" следования вагонов для груженных маршрутов на сегодняшний день составляют 2 200 километров, а в КТЖ этот показатель не превышает 215 километров.

Во-вторых, в САЖД вся структура выстроена с учетом фокуса на развитие основных доходных бизнес - направлений. Вся остальная вспомогательная деятельность (автотранспорт, уборка, содержание зданий и другая) обеспечивается силами специализированных подрядных компаний. В КТЖ, например, в собственности находится 3111 единиц автотранспорта и спецтехники, 514 гаражей с высокой долей износа. Эксплуатационные затраты составляют более 6 млрд.тенге и ежегодно растут из-за повышения заработных плат, роста цен на топливо, комплектующих и содержания транспортного хозяйства. При ежегодной высокой доле износа и списания техники необходимы значительные капитальные вложения. Поэтому более эффективным будет привлекать данные услуги с рынка.

В-третьих, АО "НК "ҚТЖ" внедряет новые технологии, которые заменят ручной труд. Например, проект "Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ "Магистраль" позволит отойти от устаревших, малоэффективных съемных двухниточных дефектоскопных тележек без регистраторов в сторону автоматизации. Проект "Внедрение безбумажной технологии оформления перевозочных документов" позволяют клиентам оформлять перевозки грузов электронно с любого удобного места. В результате, значительно сократился срок подачи заявок на переадресовку с 2 дней до 1 часа, а также процесс планирования – с 11 часов до 5 минут. Минимизирован прямой контакт клиентов с работниками станции и, как следствие, сократились жалобы клиентов на поборы, а также уменьшились ошибки и опечатки при оформлении.

Нужно отметить, что объем потенциальных сокращений полностью перекрывается объемом внешнего найма – в течение последних трех лет КТЖ нанимало с рынка более 12 тысяч людей ежегодно. 

В данный момент объявлен мораторий на внешний найм и запущены программы подготовки и переподготовки персонала на ряд самых востребованных профессий (монтеры, бригадиры, проводники и другие).

Для обеспечения системного подхода и создания альтернативных условий работникам, чьи рабочие места подпадают под оптимизацию, принята комплексная Программа мягкого высвобождения персонала, в приоритете которой обеспечение занятости как внутри КТЖ, так и у сторонних организаций.

К примеру, высвобождаемым работникам АО "Военизированная железнодорожная охрана" предлагались вакансии внутри группы компаний ҚТЖ. Таким образом было трудоустроено 620 работников.

Что касается вывода непрофильных функций в аутсорсинг в целом, перед потенциальными поставщиками ставится обязательное условие о трудоустройстве всех желающих работников КТЖ, задействоанных на этих участках. Такой механизм уже применен при выводе в аутсорсинг следующих видов деятельностей: обеспечение автотранспортом, содержание и техническое обслуживание парка грузовых вагонов, почтовая корреспонденция, услуги по предоставлению мест отдыха для локомотивных бригад.

В рамках каждого отдельного проекта работникам предлагается несколько вариантов: трудоустройство на другие должности, компенсации, ранний выход на пенсию (если применимо). Особо нужно подчеркнуть, что все предлагаемые меры согласовываются и прорабатываются с профсоюзом железнодорожников.

Например, в процессе реализации первого этапа проекта "Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ "Магистраль" только один работник из 121 оператора дефектоскопных тележек (менее 1%)  выбрал расторжение трудового договора с компенсацией. Все остальные либо были трудоустроены в КТЖ, либо воспользовались программой раннего выхода не пенсию (если работнику остается 5 и менее лет до выхода на пенсию и его должность сокращается, он может уйти из компании получая ежемесячное пособие от 70 до 200 тысяч тенге).

Еще один пример – проект "Центр управления движения поездов", который реализуется в Актобе, Атырау, Мангистау, Уральске и Кызылорде и позволяет существенно увеличить гарантийные "плечи" следования вагонов. Проект предполагает изменение места работы и некоторых условий труда. Так, если работник при переезде теряет в заработной плате, железнодорожникам предлагается компенсационный пакет с выплатой соответствующей разницы за один год. Также этим работникам предложены иные компенсации, связанные с необходимостью переезда.

Важным аспектом является то, что оптимизация штата дает возможность повысить оплату труда в пределах существующих фондов заработных плат. В текущих финансовых услових других источников повышения заработных плат у АО "НК "ҚТЖ" нет. Средняя заработная плата работников национальной железнодорожной компании отстает от среднереспубликанской по отрасли "промышленность" на 20%, от РЖД – на 40%.

До 2024 года, за счет программы мягкого высвобождения персонала, заработная плата работников АО "НК "КТЖ" вырастет минимум на 35%. За счет созданных резервов в 2019 году был обеспечен рост заработной платы на 5% с 1 января 2020 года, внедрены такие инструменты премирования за коэффициент трудового участия для монтеров путей, премирования за отраслевые соревнование и другие.

Выпуски SK NEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Нур-Султан, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: