Главная Новости Владимир ШМЕЛЁВ: ТЭЦ-1 - сердце алматинской энергетики и моя судьба
10 февраля 2025, 11:59 2813

Владимир ШМЕЛЁВ: ТЭЦ-1 - сердце алматинской энергетики и моя судьба

Владимир ШМЕЛЁВ: ТЭЦ-1 - сердце алматинской энергетики и моя судьба

Своими воспоминаниями делится Владимир Георгиевич ШМЕЛЁВ, пенсионер, заместитель главного инженера АО «АлЭС»

   На ТЭЦ-1 я устроился работать слесарем 4-го разряда по ремонту электрооборудования 3 декабря 1983 года – вскоре после окончания Павлодарского индустриального института, где обучался на факультете «Электрические станции». Моя специальность – инженер-электрик. Выбрал я профессию не спонтанно: мой дед работал главным энергетиком рудника, на котором добывали специальную глину для сталелитейной промышленности. Поэтому я с детства проявлял интерес к этой специальности.

   В Алма-Ату меня направили по распределению. Несмотря на то, что у меня было высшее образование, я начинал карьеру с рабочей специальности. Это была стандартная практика в те времена: чтобы стать хорошим специалистом, надо было пройти все этапы – от рабочего до инженерной профессии и руководителя. Начав слесарем, я получил практический опыт, а главное –научился правильно использовать полученные знания.  

  Хорошо помню мой первый рабочий день на ТЭЦ -1: восьмой час утра, темно. Иду по аллее – на высоченных деревьях очень бурные стаи ворон. «Как вороньё громко каркает», – подумал я и вскоре поплатился «за непочтительность» к ним: вдруг на меня откуда-то сверху стало падать что- то бело-грязное и липкое. В глубоком смятении я всё же дошёл до кабинета начальника цеха электроцеха на ТЭЦ-1 – им был Николай Михайлович Севастьянов. «И откуда это Вы к нам пришли такой модный?», – тихо спросил он. Придя в себя, я сообразил, о каком «модном» прикиде меня спрашивают, так как я весь был в знаках вороньего внимания.

   Считаю, что именно Николай Михайлович стал моим первым наставниками. Я прошел у него, специалиста высокого класса, хорошую профессиональную школу. Мне вообще везло с наставниками.

   Вскоре меня перевели мастером по ремонту высоковольтного оборудования, а дальше карьера складывалась успешно: начальник смены электроцеха – начальник смены станции – старший начальник смены станции – начальник котельного цеха – заместитель главного инженера.

  Серьёзным учителем стал для меня Бырлык Есиркепович Оразбаев, выдающийся энергетик, имя которого присвоено ТЭЦ-1. Он в то время был главным инженером на ТЭЦ-1, а я вскоре стал его заместителем. В этот период было на подъёме рационализаторское движение. Производственникам хотелось улучшить технические показатели эксплуатируемого оборудования. Облегчить условия его эксплуатации и ремонта, повысить надёжность производственного процесса. Все технические предложения производственников рассматривались на Техническом экспертном Совете предприятия. В состав входили начальники производственных цехов, производственных служб, главные инженеры станции.

   В начале моей трудовой деятельности главным инженером ТЭЦ-1 был Кравцов Валентин Тихонович, который впоследствии стал директором вновь построенной ТЭЦ-2, а главным инженером ТЭЦ-1 был назначен Бырлык Есиркепович Оразбаев. Оба руководителя были ярыми сторонниками рационализаторского движения.

     Мне тоже довелось быть участником этого движения. Идеи и внедрения каких-то новшеств осуществлялись на оборудовании, которое приходилось эксплуатировать и технически обслуживать. Это масляные выключатели 6 кВ и электролизёры по выработке водорода, газовые посты турбогенераторов и разъединители 6 кВ, система освещения ОРУ – 110 кВ и генераторы, трансформаторы и другое энергооборудование.

   На все внедрения Техническим советом выдавались удостоверения, а авторы и соавторы материально поощрялись. Многие технические внедрения позволили энергооборудованию длительно беспроблемно работать, а некоторое оборудование с внедрёнными предложениями работает и в настоящее время. Так, благодаря этой работе, было решено множество производственных задач.

Восьмидесятые прошлого столетия – интересный период. Нет войны в стране, люди живут, веря в своё ожидаемое будущее. Кто-то ходит в детский садик, школу, институт, кто-то – на работу, кто-то ожидает своего распределения на эту самую работу после окончания ВУЗа, а кто-то – уже на заслуженном отдыхе. Красота, никаких потрясений. Всё, якобы, определено и предсказуемо. Самое время для творчества. И оно было в тот период.

   Это было особенно массовым явлением на нашем производстве. Были целые соревновательные процессы между бригадами, цехами, да и между целыми предприятиями. Все соревновались. Победители поощрялись, даже материально.

   Учитывалось многое: и производственные показатели, и отсутствие различных производственных нарушений, и участие в общественной жизни предприятия, и, конечно же, творческая деятельность. Производственному подразделению, выигравшему этот соревновательный процесс, присваивалось почётное звание «Коллектив коммунистического труда» с выплатой вознаграждения.

   Бригаде, в которой мне довелось работать мастером, посчастливилось побывать в этом почётном звании. Помню, каждый член бригады был горд за свою деятельность. Каждый понимал, что его труд замечен и выполняется не зря.  

   Работа всегда кипела с огоньком, с энтузиазмом, не нужно было кого – то подгонять. Вот так, общими усилиями все вместе поддерживали своё производство, на котором работали. В это время все трудились сообща, бок о бок, не взирая на ранги. Все махали лопатами, мели мётлами, красили кистями, грузили, разгружали, таскали носилки. И никто не ворчал и не выражал недовольства. Все приводили в порядок своё производство, свой дом. И это все было на одном энтузиазме. Это было единение коллектива в одно целое, в монолит. Поэтому – то в последствии, в самые сложные для страны времена, не пала, не была уничтожена энергетика, потому что в ней трудился сплочённый, творческий монолит. 

 Многое старое оборудование было модернизировано. Так, у старых генераторов – электромашинное возбуждение было переведено на тиристорную систему. Тогда же построили новое ГРУ, стали переходить на новые выключатели 6 кВ – ВМП, вместо устаревших ВМГ.   

   Несмотря на колоссальные ресурсы и возможности республики, к концу 90-х годов в Казахстане сложилась дефицитная энергосистема. Тому были объективные и субъективные причины. Во времена социализма мы получали порядка 40% электроэнергии извне. В частности, из Киргизии, где была дешевая электроэнергия, а сеть у нас была общая.

   В 90-е годы в силу комплекса причин, нам пришлось прибегнуть к веерным отключениям. К тому же, провода были рассчитаны на определенное количество электроэнергии, поэтому при перегрузке трансформаторы выходили из строя. Надо было увеличить мощность трансформаторных подстанций, чтобы они принимали электроэнергию извне.

Тогда я работал в должности директора департамента и занимался вопросами технических исследований, капитального ремонта и строительства, а также вопросами перспективного развития. К тому же требовала безотлагательных решений и перекладка магистральных теплосетей. 

   Еще одно событие памятное событие произошло уже в бытность АО «АлЭС», когда потребовались оперативные инженерные решения, смекалка и высокий профессионализм всех причастных. Речь о ЧП, которое произошло на Капшагайской ГЭС. При проведении планового ремонта на гидроагрегате, необходимо было из гидрогенератора вытащить якорь, который весил чуть больше 400 тонн. Но так случилось, что при его перетаскивании двумя мостовыми кранами, у одного из них повредился стальной трос.

  Огромный якорь повис в перекошенном положении метрах в шести от бетонного пола. Это было опасно, поскольку рядом с подвешенным грузом находились работающие гидротурбины. И руководство АО «АлЭС» поручило мне руководить работой по устранению ЧП. Мы тогда изготовили специальные стойки, смонтировали в зоне риска конструкцию и смогли опустить на неё подвешенный четырёхсот тонный якорь. А затем – заменили повреждённые канаты двух кранов и без происшествий опустили груз. Несмотря на критичность ситуации, мы смогли безопасно и достаточно оперативно – за неделю опустить якорь. Работы велись круглые сутки. Задействован был как персонал подрядной организации, так и собственный персонал.  

  Сейчас я на пенсии. Добрые воспоминания связывают меня с коллективом, со станцией. Но я слежу за переменами, которые происходят в компании. Как я считаю, с 2007 года идет новый этап развития компании. Тогда произошло отделение энергоисточников от общей энергосистемы и было образовано АО «Алматинские электрические станции» – АлЭС в нынешнем составе: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ЗТК, Капшагайская ГЭС, Каскад ГЭС, ЦПВТ, ПРП «Энергоремонт».

  На настоящий момент этот период ознаменован тем, что возобновляется процесс реновации, ввода новых мощностей, проведения реконструкций на энергоисточниках. Надеюсь, что текущий исторический этап алматинской энергетики будет этапом обновлений.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: