Главная Новости «Всевидящее око» казахстанской энергетики
26 декабря 2023, 10:06 2041

«Всевидящее око» казахстанской энергетики

 «Всевидящее око» казахстанской энергетики Национальный диспетчерский центр Системного оператора АО KEGOC (НДЦ СО), фото SK NEWS, Алексей Банцикин

Профессия диспетчера электрических сетей не самая романтичная. О диспетчерах не снимают сериалов, не слагают песен. Но без этих тружеников невозможно нормальное электроснабжение Казахстана.

Первое, что бросается в глаза в операционном зале Национального диспетчерского центра Системного оператора АО KEGOC (НДЦ СО) – огромный, во всю стену экран «звездного неба». Воображение подсказывает картинку из детства: телерепортаж советского телевидения о новом запуске корабля с космодрома, Led-экран центра управления полетами, сосредоточенные лица операторов, скороговорка репортеров…

Здесь, конечно, не Байконыр, и в НДЦ репортеры не частые гости. А вот что касается остального, то, по масштабности результата, работа диспетчеров KEGOC ничем не уступит запуску Международной космической станции.

Кто управляет «кровеносными сосудами» ЕЭС Казахстана?

«НДЦ– это подразделение, входящее в структуру системного оператора – АО KEGOC, отвечающее за оперативное управление единой электроэнергетической системы (ЕЭС) Республики Казахстан и надежность ее работы, включая балансирование и обеспечение качества электроэнергии», – поясняет заместитель начальника диспетчерской службы НДЦ СО Руслан Ерденбаев.

Заместитель начальника диспетчерской службы НДЦ СО Руслан Ерденбаев , фото SK NEWS, Алексей БанцикинЗаместитель начальника диспетчерской службы НДЦ СО Руслан Ерденбаев , фото SK NEWS, Алексей Банцикин

Сюда, на единый щит (а это 36 видеопроекционных кубов производства японской компании Mitsubishi) стекается информация со всех энергопроизводящих и передающих предприятий Казахстана и из девяти региональных диспетчерских центров.

Но это сегодня диспетчер во всеоружии новейшего оборудования. А еще 20 лет назад здесь была мозаичная стена, на которую изменения состояния оборудования линий надо было вносить вручную. В годы независимости вводились новые линии электропередачи, усиливалась схема надежности Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (ЕЭС), сетей KEGOC, были построены новые линии транзита электроэнергии Север – Юг, модернизировалось оборудование на подстанциях. И, параллельно этому, развивалась система диспетчеризации.

«Диспетчерский пункт Национального диспетчерского центра Системного оператора является высшим звеном оперативно-диспетчерского управления единой энергосистемы Казахстана. Цель нашей деятельности – в обеспечении надежного функционирования ЕЭС Казахстана, ее параллельной работы с энергосистемами сопредельных государств, а главное – обеспечение качества электрической энергии в соответствии с нормативами, – рассказывает Руслан Ерденбаев. – Для чего нужен диспетчер? Чтобы контролировать и управлять режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в Казахстане, а также межгосударственными перетоками. Вся его деятельность направлена на предотвращение, локализацию и ликвидацию технологических нарушений, если они возникнут».

Если уж совсем все упростить, то именно здесь в случае аварии и выхода из строя высоковольтной линии электропередачи найдут свободную ЛЭП, запросят резерв мощности у энергостанций, и в считанные секунды восстановят питание потребителей.

Окруженный экранами мониторов, на которых в детализированном виде отражается весь путь электроэнергии от производителя до потребителя, диспетчер в считанные секунды решает задачи гораздо сложнее тех, что предлагают в телеклубе знатоков. Здесь уж точно знают – что, где и когда.

Осенью 2021 года ЕЭС Казахстана выдержала суровый экзамен. В стране резко возросли производство и потребление электроэнергии при том, что основные группы потребителей не подавали новых заявок. Фиксировались крупные внеплановые перетоки электроэнергии. Чтобы исключить или минимизировать внеконтрактные приемы электроэнергии, были отданы команды региональным электросетевым компаниям: в их сетях были проведены перетоки в соответствии с плановыми значениями или хотя бы в допустимых пределах.

Профессионализм и слаженная работа диспетчеров позволили предотвратить системные аварии, итогом которых могло стать отключение нескольких областей, и, в частности, Южной зоны.

«В нашей работе нет чего-то раз и навсегда застывшего. Сама система очень динамичная и живая. Динамика производства и потребления, баланс этих явлений находятся в режиме нон-стоп. Этому сопутствуют постоянные изменения в энергосистеме: аварийные отключения, отклонения от заданных параметров и прочие моменты. И здесь все зависит от быстродействия и хладнокровия диспетчерского персонала, от их оперативно принятых решений», – поясняет Руслан Ерденбаев.

Хладнокровие, выдержка, хорошая реакция, многозадачность и техническая эрудиция – такие качества присущи диспетчерам НДЦ.

Старший диспетчер диспетчерского пункта НДЦ СО Канат Туленкулов , фото SK NEWS, Алексей БанцикинСтарший диспетчер диспетчерского пункта НДЦ СО Канат Туленкулов , фото SK NEWS, Алексей Банцикин

«Я в этой системе работаю более двадцати лет. И ни разу не возникло желания сменить род деятельности», – признается старший диспетчер диспетчерского пункта НДЦ СО Канат Туленкулов.

Свой путь он начал диспетчером регионального диспетчерского центра, чему предшествовала работа на ТЭС в качестве инженера. Канат Уазбекович твердо уверен, что постоянное повышение своей квалификации и личных профессиональных качеств – кредо каждого энергетика.

В ноябре диспетчеры НДЦ СО АО KEGOC приняли участие в Международной межсистемной противоаварийной тренировке на базе Центра подготовки персонала системного оператора в Москве. Участники тренировки отрабатывали совместные действия диспетчеров по ликвидации нарушения нормального режима параллельной работы энергосистем двух стран в осенне-зимний период максимума нагрузок.

По замыслу тренировки, была имитирована авария на транзитных сетях 500 кв, обеспечивающих связь ЕЭС России и ЕЭС Казахстана. Судя по отзывам, россияне высоко оценили компетенцию и выучку своих казахстанских коллег.

Инновации – это не только Маск и Джобс

В основной своей массе казахстанцы уверены, что внедрение инноваций происходит где-то далеко на Западе, в то время как мы якобы «топчемся на задворках цивилизации». Но то, что было услышано автором этих строк от сотрудников Службы активно адаптивных систем Национального диспетчерского центра Системного оператора АО KEGOC, способно переубедить любого скептика.

Начальник службы активно-адаптивных систем филиала АО KEGOC НДЦ СО Жанат Сапаргалиев и его слаженная командаНачальник службы активно-адаптивных систем филиала АО KEGOC НДЦ СО Жанат Сапаргалиев и его слаженная команда

Активно-адаптивные системы – именно их используют в своей работе диспетчеры НДЦ – это три группы инструментов:

- централизованная система противоаварийной автоматики (ЦСПА);

- централизованная система автоматического регулирования частоты и мощности (АРЧМ);

- система мониторинга и управления на основе синхрофазорных технологий (WAMS/WACS).

А начать, пожалуй, нужно, с самого инновационного продукта – АРЧМ.

«Для обеспечения качественного энергоснабжения и надежной работы сетей в энергосистеме должно обеспечиваться равенство между производством и потреблением электроэнергии. В нашей стране баланс между этими двумя показателями регулируется Национальным диспетчерским центром Системного оператора (НДЦ СО), а также региональными диспетчерскими центрами. Балансирование заключается в мониторинге объемов потребления и генерации (выработки). В случае нарушения равенства маневренным электростанциям подаются команды на изменение объемов выработки электроэнергии. Внедрение всех вышеперечисленных инструментов позволяет исключить управление балансированием «вручную». У диспетчера Центра отпадает необходимость обзванивать своих коллег в региональных диспетчерских центрах в тех случаях, когда счет идет на минуты. В электроэнергетике качество регулирования напрямую зависит от времени прохождения команд и человеческого фактора», – рассказывает начальник службы активно-адаптивных систем филиала АО KEGOC НДЦ СО Жанат Сапаргалиев.

Система АРЧМ осуществляет непрерывный мониторинг отклонений фактического режима работы энергосистемы от запланированного. Данные телеметрии, поступающие от подстанций на промышленный сервер, анализируются. а в случае отклонений автоматически формируется комплекс управляющих воздействий на изменение генерации электростанций, подключенных к системе.

Система ежесекундно отслеживает состояние энергосистемы в ключевых точках, и сама решает, какие управляющие воздействия, какие задания надо выдавать электростанциям.

Елдос УтегеновЕлдос Утегенов

«Это обеспечивает максимально эффективное использование регулирующих мощностей, высокую скорость и точность реакции на появление дисбалансов», – рассказывает сотрудник службы адаптивно-активных систем Елдос Утегенов.

Примечательно, что наиболее крупные станции Казахстана – Экибастузская ГРЭС-1 им. Б. Нуржанова, станции Иртышского каскада – Бухтарминская ГЭС, Усть-Каменогорская ГЭС, Шульбинская ГЭС; Мойнакская ГЭС, активы АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» (ЕЭК) уже подключились к услугам АРЧМ.

«Наша служба отрабатывает и привлекает к сотрудничеству другие станции, убеждая подключиться к АРЧМ. Чем больше станций – тем лучше», – считает Елдос Утегенов.

Есть еще один аспект. Внедрение этой системы дает возможность частично заместить регулирование, осуществляемое российской энергосистемой, за счет привлечения маневренных мощностей казахстанских электростанций. То есть, затраты со стороны АО KEGOC на оплату компенсации дисбалансов, оставаясь неизменными по объему в целом, частично распределятся в пользу электростанций Казахстана, подключенных к АРЧМ.

Другой цифровой продукт – Централизованная система противоаварийной автоматики (ЦСПА) – в реальном времени рассчитывает необходимый объем управляющих воздействий при возникновении каких-то аварийных нарушений в энергосистеме.

Равиль ХабибуллинРавиль Хабибуллин

«Система получает информацию о параметрах энергосистемы из существующих СКАД, формирует расчетную математическую модель (каждые две секунды), и на основе свежих данных рассчитывает необходимое управляющее воздействие по текущей схеме. То есть она сама просчитывает 75 возможных аварий каждые 30 секунд и определяет необходимые действия. В случае возникновения аварии система эти действия выполняет», – рассказывает сотрудник службы Равиль Хабибуллин.

Примечательно, что ЦСПА – это казахстанский продукт, созданный по заказу АО KEGOC казахстанской компанией Faceplate при участии специалистов Новосибирского института автоматизации, Алматинского университета энергетики и связи, института «Казсельэнергопроект», АО «Энергоинформ» и ТОО «JBR group».

Система мониторинга и контроля Waмs/Waсs (вендером которой является General Electric) широко используется во всем мире. ее задачи – слежение, мониторинг и оценка текущей ситуации. в системе применяется метод данных измерений фазоров (phasor – фазовый вектор) в различных географически удаленных сечениях линий электропередачи.

Мадина КенжинаМадина Кенжина

«Что это нам дает? Во-первых, позволяет обеспечить диспетчерские центры данными о стабильности всей системы. Во-вторых, обеспечить повышение надежности ведения режима энергосистем. В-третьих, получить экономический эффект за счет уменьшения или снятия ограничений по перетокам мощности в опасных сечениях в реальном времени», – поясняет сотрудник службы Мадина Кенжина.

Как можно увидеть, действующая модель работы системного оператора обеспечивает эффективное и надежное управление энергосистемой страны. при этом используются наиболее сбалансированные решения по оптимальному развитию сетевого комплекса и генерации мощностей.

С полной версией материал вы можете ознакомиться по ссылке

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: