Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Со дня основания в 1997 году АО «КазТрансОйл» (дочернее предприятие АО НК «КазМунайГаз») транспортировало 1 млрд 128 млн тонн нефти. Общий объем грузооборота составил более 825 млрд тонн км. Было построено, заменено 2 347 км участков и магистральных нефтепроводов. В указанный период времени сумма налоговых выплат компании превысила 500 миллиардов тенге, сообщает пресс-служба КМГ. Таких основных результатов удалось достичь с момента образования компании.
На сегодняшний день АО «КазТрансОйл» владеет диверсифицированной сетью магистральных нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км. Транспортирует нефть на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы и на экспорт по 5 направлениям: нефтепроводы «Атырау-Самара» и «Казахстан-Китай», порт Актау (налив нефти в танкеры), перевалка в систему АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» на территории Республики Казахстан, железная дорога (налив в цистерны).
За более чем четвертьвековую историю, национальный оператор по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан продолжает сохранять уверенные позиции в отрасли, обеспечивая транспортировку около 40% всей добываемой в стране нефти и порядка 90% поставок на отечественные нефтеперерабатывающие заводы.
За весь период существования компании, объем транспортировки нефти по собственным трубопроводным системам АО «КазТрансОйл» увеличился почти в два раза. Если в 1997 году компания транспортировала около 23 миллионов тонн нефти, то сегодня эта цифра превысила 44 миллионов тонн.
АО «КазТрансОйл» была проделана большая работа по развитию системы магистральных нефтепроводов, направленная на повышение конкурентоспособности и надежности существующих и строительство новых мощностей по транспортировке и перевалке нефти. Были интегрированы западная и восточная сети магистральных нефтепроводов страны. Введены в эксплуатацию нефтепроводы «Кенкияк-Атырау», «Алибекмола-Кенкияк», «Северные Бузачи — Каражанбас», «Атасу-Алашанькоу», «Кенкияк-Кумколь», расширены мощности нефтепровода «Атырау-Самара», порта Актау, а также нескольких железнодорожных сливных и наливных терминалов. Эта колоссальная по объему и сложности работа позволила не только повысить безопасность и надежность системы нефтепроводов, но и укрепить экспортный потенциал Казахстана.
К примеру, сегодня мощности Казахстанско-Китайского трубопровода позволяют экспортировать большие объёмы нефти в Китай. Так, в 2022 году между АО «КазТрансОйл» и ПАО «НК «Роснефть» подписано дополнительное соглашение к основному Договору на предоставление услуг по транспортировке нефти, предусматривающее пролонгацию транзита нефти в Китай на 10 лет (до 31 декабря 2033 года) с поставкой в объеме 10 млн тонн в год.
Кроме того, АО «КазТрансОйл» продолжает осуществлять транзит российской нефти в Узбекистан. В 2024 году объем транзита российской нефти через территорию Республики Казахстан в Республику Узбекистан увеличится до 550 тыс. тонн в год. В 2023 году АО «КазТрансОйл» транспортировало в Республику Узбекистан 154,3 тыс. тонн российской нефти.
Еще одно важное направление экспорта — маршрут «Атырау-Самара». С начала 2023 года АО «КазТрансОйл» начало осуществлять экспорт казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» по направлению пункта сдачи нефти «Адамова застава» для дальнейшей поставки в Германию. Часть энергоресурсов транспортируется по морю через морской порт Актау. В частности, с порта Актау казахстанская нефть отгружается по направлению порта Баку и порта Махачкала.
В 2022 году президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить транспортировку нефти по Транскаспийскому коридору. В соответствии с данным поручением АО НК «КазМунайГаз» и государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики SOCAR заключили соглашение, предусматривающее транспортировку 1,5 млн тонн нефти с месторождения Тенгиз в год в направлении нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». В марте 2024 года стороны подписали Соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджанской Республики, предусматривающее увеличение объемов отгрузки казахстанской нефти по маршруту морской порт Актау — нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» до 2,2 млн тонн в год. Все это придает хороший импульс развитию отечественного нефтетранспортного сектора.
Создана договорная база для обеспечения транзита нефти по территориям транзитных государств. Компании доверяют отечественные и зарубежные партнеры. На сегодняшний день АО «КазТрансОйл» предоставляет услуги более 80 нефтяным предприятиям. Подписаны соглашения с операторами нефтепроводных систем, такими как: ПАО «Транснефть», ОАО «Укртранснафта», ОАО «Гомельтранснефть Дружба».
Крупнейшим проектом в рамках цифровизации процесса управления транспортировкой нефти в Казахстане стало внедрение в АО «КазТрансОйл» системы диспетчерского контроля и управления (SCADA). Проект, начавшийся в 2003 году, прошел несколько этапов развития и был завершен в 2018 году. Тем самым, с четырехуровневой системы оперативного управления транспортировкой нефти, в результате производственной эволюции, в 2018 году удалось перейти на двухуровневую систему оперативного управления транспортировкой нефти. Система диспетчерского контроля и управления (SCADA) осуществляет непрерывное управление и контроль за технологическими процессами транспортировки нефти (диспетчеризация), дистанционное управление технологическим оборудованием. Все эти возможности позволяют оперативно реагировать и решать технические задачи, минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций. Таким образом, главное диспетчерское управление осуществляет централизованное управление восемью технологическими участками, географически распределенными в одиннадцати областях нашей страны, координируя их работу.
Одним из важных социально значимых событий является завершение реализации проекта «Реконструкция и расширение магистрального водовода «Астрахань-Мангышлак. 1 очередь». Главной целью проекта является увеличение пропускной способности магистрального водовода «Астрахань-Мангышлак» и обновление изношенного оборудования для удовлетворения существующего дефицита. Учитывая перспективный рост объема водопотребления Атырауской и Мангистауской областей, реализация данного проекта имеет социально-значимый характер для местного населения.
Важно отметить, что в 2012 году АО «КазТрансОйл» стало пионером государственной программы «Народное IPO». Успешное размещение акций АО «КазТрансОйла» на Казахстанской фондовой бирже завоевало доверие наших граждан к инвестициям в отечественную экономику. Тысячи казахстанцев получили уникальную возможность стать совладельцами крупного государственного предприятия с высокой инвестиционной привлекательностью.
Благодаря реализации этого проекта значительная часть населения Казахстана существенно повысила уровень собственной финансовой грамотности. Акции АО «КазТрансОйл» входят в число наиболее ликвидных акций основной площадки KASE. За 11 лет акционерам выплачено дивидендов 1 171,71 тенге в расчете на 1 акцию.
О стабильности говорят и амбициозные планы на обозримое будущее. Одним из крупнейших и стратегически важных инвестиционных проектов не только для Компании, но и для Республики Казахстан в целом является строительство системы магистральных нефтепроводов «Казахстан — Китай». На сегодняшний день компания завершает реализацию инвестиционного проекта, предусматривающий увеличение мощности нефтепровода «Казахстан-Китай» до 20 млн тон в год. В то же время компания продолжает всестороннюю работу по повышению эффективности производственного потенциала, сохраняя надежность и безаварийность транспортировки нефти.
Компания также улучшает практику в области устойчивого развития, включая вопросы обеспечения безопасности производственной деятельности, охраны окружающей среды, развития и социальной поддержки своих работников.
Компания обеспечивает безопасные условия труда, выполняет социальные обязательства, инвестирует в знания и повышение квалификации работников, а также создает рабочие места для нового поколения нефтепроводчиков. На сегодня персонал АО «КазТрансОйл» состоит из более 6 тыс. работников. Их объединяет главная цель — надежная и бесперебойная транспортировка нефти на благо развития Казахстана!