Главная Фотоальбомы Air Astana провела экскурсию для участников программы "Жас Өркен". Подробности из закулисья
Интересное05 июня 2019, 10:40 19438

Air Astana провела экскурсию для участников программы "Жас Өркен". Подробности из закулисья

Прикоснуться к штурвалу, поговорить с пилотами Air Astana и узнать эксклюзивную информацию о деятельности компании смогли участники программы развития талантливой молодежи "Жас Өркен" и корреспондент SKnews.kz во время экскурсии в авиационно-технический центр авиакомпании в Нур-Султане.

Главное – безопасность пассажиров

"Меня зовут Александр, и сегодня я буду вашим гидом. Во время экскурсии мы будем периодически возвращаться ко временам советской авиации, но не из-за приверженности к социализму, а только с целью понимания, как исторические события тех времен влияют на деятельность авиации современного Казахстана". С этих слов начал экскурсию Александр Ни, директор офиса управления корпоративным портфелем, как только участники программы "Жас Өркен" ступили на территорию авиакомпании.

В распоряжении Air Astana 14 га земли, на ней расположились перрон, транспортный гараж, офисный блок, парковка, объекты инфраструктуры, но своеобразным экспонатом дня стал технический центр площадью 5556 квадратных метров.

"Ангар – это тщательно продуманный комплекс систем и оборудования, предназначенный для комфортной работы технического персонала. Мы с гордостью можем сказать, что наш центр является крупнейшим в Казахстане и очень технологичным", – пояснил Александр.

В чем необходимость центра и почему Air Astana рассматривает его дальнейшее расширение?

"В советское время авиация работала как единый организм. Вся отрасль – от производства самолетов до продажи билетов и подготовки персонала – работала под эгидой одного министерства. С развалом Союза Казахстан, как и многие страны, был вынужден перейти на эксплуатацию западных самолетов. Все эти годы нам приходилось тратить значительные средства, в частности, на производство тяжелых форм технического обслуживания за рубежом. 

Но сейчас, я думаю, мы достаточно выросли, чтобы начать делать это самостоятельно. Мы построили первый ангар и при необходимости построим второй, третий; создадим большую базу, способную закрывать потребности страны в этом секторе, – отметил Александр, приглашая ребят в часть комплекса, предназначенную для инженеров.

Техническое обслуживание бывает двух видов: линейное и базовое. В первом случае оно проходит на перроне: перед вылетом самолета и после его посадки, во втором – в ангаре, это регламентные работы.

"Удаленность от поставщиков и привязка к доллару создает для Air Astana более сложные условия, в сравнении с иностранными конкурентами. Как это происходит на Западе? Когда самолет останавливается по техническим причинам, у них в получасе езды всегда есть пять-шесть поставщиков запасных частей. В идентичной ситуации мы, скорее всего, на логистику потеряем около суток. В результате воздушное судно выпадает из расписания, что зачастую влечет задержки, появляются недовольства. Но для нас безопасность стоит во главе угла. 

Ни штрафы, ни испорченная репутация не могут заставить нас поставить под угрозу жизнь наших клиентов. Сейчас, когда у нас 33 самолета, подобные инциденты ощущаются не столь критично, но, когда их было три, было очень тяжело", – рассказал собеседник.

Вместе с развитием авиакомпании возросла потребность в профессионалах. В связи с этим Air Astana запустила рекрутинговую кампанию "Примерь мечту", цель которой популяризировать авиационные специальности среди казахстанцев и привлечь в компанию мотивированных молодых людей, будущих пилотов, механиков и инженеров, бортпроводников и специалистов по наземному обслуживанию. 

Небо подвластно не всем… Или?

С представителями одной из самых романтичных профессий удалось встретиться участникам программы "Жас Өркен" на борту Boeing 767-300ER, как раз находящемся на плановом обслуживании в ангаре. Вторые пилоты – Кирилл Селезнев и Гагик Григорян, едва проводив группу школьников, которые тоже пришли на экскурсию, уже ожидали ребят.

"Об авиации я мечтал с детства. Окончив школу, пошел в Академию гражданской авиации. Чтобы стать пилотом, мне потребовалось восемь лет. Но весь процесс мог занять меньше времени, если бы я еще в 18 лет подал заявку на участие в программе первоначальной подготовки пилотов Ab-Initio", – рассказал Гагик.

Для кандидатов в программу в числе пунктов с пометкой "обязательно" значатся: гражданство Республики Казахстан, оконченное среднее/среднее специальное образование, наличие международного паспорта, отсутствие судимости и знание английского языка. Также важно пройти медкомиссию.

"Крайнее собеседование и обучение (частично) проходят на английском языке, поэтому нужно не просто владеть какими-то бытовыми фразами, а знать термины. В целом обучение очень сложное. Мне приходилось буквально сутками сидеть за книгами. За рубежом другой принцип обучения. Если в Казахстане преподаватели все разъясняют, то там они приходят и спрашивают: "Выучил? Знаешь? Есть вопросы?". Если вопросы есть, они, конечно, объясняют, но лишь раз. Там ты все познаешь самостоятельно", – пояснил пилот.

Во время встречи у ребят появилось огромное количество вопросов, начиная от того, опасна ли турбулентность, сталкивались ли пилоты с непредвиденными ситуациями в своей летной практике, и заканчивая вопросом о возрастных ограничениях в программу Ab-Initio.

"Подать заявку на участие в программе Ab-Initio могут парни и девушки от 18 до 34 лет", – пояснил Кирилл.

Получив ответы на желаемые вопросы, ребята выстроились в очередь в кабину пилота. Шанс сделать несколько фото на память никто не хотел упускать.  

"Только аккуратнее, любая вещь в авиации – это дорого. Даже крышка от унитаза стоит 3000 долларов, ведь ее не купишь на базаре, только у сертифицированного поставщика", – не без юмора подметил Александр. 

Вдохновленный идеей…

Финальным пунктом назначения стало административное здание, которое примыкает к ангару. Его главное украшение – стойка ресепшн с инсталляцией настоящего авиационного двигателя от самолета Ан-24.

"Идея ее создания родилась во время строительства здания. Двигатель сняли с одного из самолетов, отслуживших свой век", – рассказал директор офиса управления корпоративным портфелем.

На втором этаже расположились офисные помещения, учебные классы, beauty-комната для бортпроводников, IT-сервер компании, несколько столовых и конференц-зал, где мы и встретились с Азаматом Оспановым, вице-президентом по финансовому учету и главным бухгалтером авиакомпании. Азамат рассказал о компании с другой стороны – ключевые показатели, стратегические планы, перспективы развития…

Большое внимание слушателей привлекла финансовая сторона деятельности авиакомпании.

"Функциональная валюта Air Astana не тенге, а доллар, то есть мы ведем учет в этой валюте. Но это не наша инициатива, того требуют Международные стандарты финансовой отчетности, где в качестве одного из главных критериев определения своей функциональной валюты компания оценивает, в какой валюте выражена большая часть ее выручки. Сегодня авиакомпания не просто национальный перевозчик, она – "network airline".

Что это значит? На рейсах Air Astana выросла доля международного транзитного потока ввиду своей экономичности и эффективности по времени для международных пассажиров. Например, стандартные транзитные рейсы, такие как Сеул–Лондон через Нур-Султан, а также нестандартные, такие как Пекин–Урумчи через Алматы и Москва–Новосибирск через Нур-Султан. Вместе с тем Air Astana стала экспортным брэндом и этим нужно гордиться!" – рассказал Азамат Оспанов.

Он также отметил, что все коммерческие пассажиры должны понимать, куда уходят их деньги. Финансовая отчетность акционерного общества публикуется в СМИ и на сайте компании. Не надо быть большим финансовым экспертом, чтобы увидеть малую прибыльность данного бизнеса, и рассмотрев структуру себестоимости увидеть, что Air Astana является агентом между пассажиром и всей авиаиндустрией, состоящей из большого количества поставщиков полного цикла услуг авиаперевозки.

Чистая прибыль авиакомпании постоянно находится на минимальном уровне, около 5%, тогда как прибыльность отдельных поставщиков основных услуг, закупаемых авиакомпанией, может варьироваться от 20% до 30%. При этом компания постоянно работает над снижением себестоимости: борется с внешними факторами, стараясь снизить тарифы своих поставщиков, а также работает над повышением внутренней эффективности. В качестве примера Азамат ознакомил присутствующих с программой трансформации финансовых бизнес-процессов Finnovation.

"Хотите узнать, ради чего я работаю? – неожиданно обратился к молодым специалистам Азамат Оспанов. – Не ради зарплаты или льгот. Конечно, хорошо, что есть возможность возить дочку на море, воспользовавшись льготными авиабилетами, но, учитывая загруженный график, не всегда это удается.  Для меня – представителя поколения "миллениум" – важна сама идея быть частью развития национальной авиаиндустрии и создания качественного и надежного национального бренда".

"У нас работают более пяти тысяч сотрудников, и, конечно, у каждого свои ожидания от компании. Многие, с кем я начинал работать десять лет назад, также продолжают строить свою карьеру в Air Astana. Другие уходят в поисках новых возможностей. При всем при этом вся гражданская авиация Казахстана, да и мировая тоже, испытывает острую нехватку авиационных специалистов.

Наравне с пилотами не хватает и инженеров. Авиационный инжиниринг в Казахстане дефицитный. Для решения проблемы авиакомпания запустила программы по подготовке пилотов – Ab-Initio и авиамехаников – Part 66", – пояснил Азамат Оспанов.

Завершая свое выступление, Азамат призвал ребят не бояться пробовать что-то новое и, если сердце тянет в небо – идти по его зову.

Евгения СЕМАШКИНА

АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: