Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
1. Перед началом деловых переговоров необходимо подготовить информацию о другой стороне, с которой планируются переговоры. Важно все: от данных ее представителей до сведений об ее продукции или услугах на рынке. Предоставляйте другой стороне достоверную информацию. Истинность сведений – залог доверия и успеха.
2. Всегда нужно готовить несколько вариантов возможного решения спорной ситуации. Один вариант – это не вариант, это ваша позиция. Вы должны уметь быть готовым предложить несколько вариантов решения ситуации. Надо уметь создавать пространство вариантов, в котором ваш оппонент сможет что-то выбрать для себя более подходящее. Продумывая варианты, вы готовите себя к продуктивному диалогу. Ваша мысленная энергия будет направлена на поиск выхода из ситуации, а это значит, что выход найдется.
3. Непосредственно на переговорах не предлагайте сразу свои заранее продуманные варианты. Дайте возможность другой стороне предложить свои варианты. Научитесь слушать оппонента, предоставляя ему первое слово. Так вы укрепите свои позиции, обезоружив другую сторону и подкупив её своей лояльностью и готовностью вести диалог.
4. Выслушивая представителя другой стороны, всегда уточняйте: правильно ли вы его поняли, и что это означает. Так как не каждый человек может верно изложить свою точку зрения. Никогда не «додумывайте» за другого. Лучше переспросите, что он имел в виду. Додумывая за других, мы интерпретируем события, которых возможно в реальности никогда не было.
5. При обсуждении взаимовыгодных вариантов рассматривайте плюсы и минусы с точки зрения потерь и приобретений для вашей компании. Обсуждаемый вариант может содержать плюсы морального характера, но есть вероятность материальных потерь в будущем. Защищая корпоративные интересы, рассматривайте вариант с наименьшими финансовыми убытками. Компенсации морального характера не восстановят финансовых убытков.
Балгуль Раисова, бизнес-тренер по переговорному процессу