Главная Новости АО НК «КазМунайГаз»: как получить выгоду от использования своих данных
15 марта 2021, 09:56 310 Нигматулин Рэмир

АО НК «КазМунайГаз»: как получить выгоду от использования своих данных

 АО НК  «КазМунайГаз»: как получить выгоду от использования своих данных

Пандемия, разразившаяся в 2020 году, оказала на бизнес не только негативное влияние, выразившееся в ограничениях для работы. Позитивным моментом, в некотором роде прорывным, стал резкий скачок в развитии цифровых технологий, которые компании стали активнее использовать для поддержки стабильности своей работы в условиях всевозможных ограничений и удаленной работы сотрудников.

С повышением значимости технологий растет и ценность данных – всевозможных чисел, текстов, графиков и медиафайлов, которые работники используют в информационных системах. Такие данные все активнее использует одна из крупнейших нефтегазовых компаний Казахстана – «КазМунайГаз». Рассказываем, почему это важно и что нацкомпания уже сделала в этом направлении.

Информации становится больше

Информация и данные – это «новая нефть» для экономики и бизнеса, в частности. Директор центра бизнес-анализа ГК «РАМАКС» Сергей Левашов выражал мнение, что по итогам 2020 года объем индустрии «больших данных» может достичь 61 млрд долларов. При этом рынок услуг и продуктов для работы с Big Data ежегодно растет на 17-20%.

С помощью «больших данных» аналитики могут оптимизировать процессы, создавать новые продукты и определять ценность типов продуктов для отдельной группы пользователей.

Объемы данных постоянно растут. По данным компании IBS, к 2003 году мир накопил 5 эксабайтов данных (1 ЭБ = 1 млрд гигабайтов). В мае 2015 года глобальное количество фотографий котят, мемов и других цифровых данных превысило 6,5 зеттабайта. Простой пример: даже 100 человек, которые постоянно пользуются услугами одного и того же кафе, могут увеличивать объем доступных данных – по их поведению, расходам и точкам интереса – в геометрической прогрессии.

Относится это и к производственным компаниям, к числу которых относится «КазМунайГаз». На портале Национальной ассоциации нефтегазового сервиса России говорится, что сейчас анализ «больших данных» и их монетизация – это актуальная задача для компаний, которые стремятся повысить рентабельность своей работы и выйти в лидеры рынка.

«Это позволяет действовать сразу на двух фронтах: повышать эффективность работы и сокращать как фактические, так и возможные потери при ведении операционной деятельности. Поскольку темпы роста объема данных ежедневно повышаются, залогом принятия верных управленческих решений является именно корректная аналитика Big Data», - пишут в ассоциации.

По оценкам экспертов, правильное использование информации и аналитики способно увеличить прибыль компаний нефтегазового сектора на 10-30%.

Как КМГ управляет данными?

Уже сейчас в группе «КазМунайГаз» работает множество разных информационных систем – SAP, 1С, IBM, Территориальный банк данных (ТБД) и другие, которые хранят в себе огромные массивы данных. Чтобы использовать их для развития бизнеса, в рамках Программы цифровой трансформации в 2019 году был запущен проект «Внедрение системы управления данными».

Управление данными, рассказали «Цифровому дайджесту» в КМГ, представляет собой комплекс бизнес-процессов по созданию, изменению, удалению и хранению корпоративной, производственной и финансовой информации. Основная цель проекта – формирование методологической основы для эффективного управления данными в компании.

Так, например, важной составляющей данных являются бизнес-термины. Один из ключевых результатов проекта – это разработка бизнес-глоссария, который должен помочь устранить разрывы между функциональным и техническим пониманием терминов.

«Чтобы работники разных направлений деятельности КМГ общались на одном языке», - подчеркивают в компании.

В таком глоссарии любой сотрудник сможет найти не только четкое определение того или иного термина, но и узнать, к какому процессу он относится, в каких системах или отчетах используется. На первых порах в бизнес-глоссарий вошли термины, используемые в нефтегазовой отрасли. В последующем он будет пополняться другими определениями по направлениям финансов, HR, закупок, ИТ и так далее.

Что уже сделано?

В 2020 году в рамках проекта были разработаны процессы по управлению данными, определены соответствующие роли и проведено обучение для специалистов в области информационных технологий, которые непосредственно курируют эти процессы.

«Проект передали в операционную деятельность департамента ИТ КМГ. Другими словами, на постоянной основе будут вестись работы по управлению данными, координации проектов, включающих подготовку и миграцию данных», - добавляют в «КазМунайГазе».

В целом, считают в компании, проект уже заложил основу для дальнейшего повышения качества имеющихся и создаваемых данных.

В будущем качественные данные позволят составлять прогнозные модели, проводить предиктивный анализ и реализовывать проекты с использованием технологии Big Data.

«Все это в итоге будет способствовать повышению производительности и оптимизации бизнес-процессов. Таким образом, данные в «КазМунайГазе» станут приносить реальные выгоды», - подчеркивают в КМГ.

Одним из уже действующих примеров использования данных можно назвать проект ABAI, о старте которого объявили в ноябре 2020 года. Эта система консолидирует данные блока разведки и добычи нефти в одном информационном пространстве с применением технологии Big Data. Этот ИТ-продукт позволяет анализировать большой массив данных, применять искусственный интеллект для решения комплексных задач и представлять результаты анализа в наглядном и удобном виде.

"Цифровой дайджест"

Выпуски SK NEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Нур-Султан, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: