Главная Новости Авиамеханики Air Astana: без права на ошибку
15 декабря 2020, 03:28 3227 Нигматулин Рэмир

Авиамеханики Air Astana: без права на ошибку

Авиамеханики Air Astana: без права на ошибку

…Ну, репортаж удался, думали мы, глядя на втягиваемый буксиром в огромный авиационный ангар Airbus A320. Журналисты здесь, в Авиационно-техническом центре Нур-Султана, бывают нечасто – закрытый объект, как говорят авиаторы, безопасности в этой сфере много не бывает.

 

  Мы глядим, как переливаются солнечные блики на фюзеляже лайнера, как молодые авиамеханики-практиканты, руководимые опытным инструктором Сергеем Волковым, деловито обступают «условно учебное» воздушное судно – ставят тяжелые тормозные башмаки, протягивают кабели электропроводов, приставляют специальные стремянки и трап. Судя по всему, самолету сегодня достанется от молодежи «по полной программе».

 

А в программе – проверка всех систем воздушного судна, замена колес, тормозных колодок, замена топливных фильтров, тестирование авионики борта и много чего еще. В школе авиамехаников PART-66, которая действует при Центре, молодых ребят, будущих авиационных инженеров, учат теории – по европейским стандартам, на английском. А здесь, у самолетов – практика: тяжелые детали, запасные части, болты и гайки. Все как в механической мастерской – с той лишь разницей, что ответственность огромна, и права на ошибку нет. Знакомимся с будущими авиатехниками. Азамат Чанаев уже штатный сотрудник авиакомпании, но продолжает совершенствовать навыки в профессии. Попал в авиацию случайно – несколько лет работал грузчиком в аэропорту, как он говорит, «кидал багаж». Потом, как это часто бывает этой сфере, «прикипел», проникся атмосферой, поступил в колледж при Академии гражданской авиации в Алматы.

– Очень стремился попасть сюда. Многих целей, поставленных перед собой, достиг. Сегодня я действующий авиамеханик, – говорит Азамат. – Уже участвовал в подготовке всех трех типов воздушных судов, которые имеются в арсенале «Эйр Астаны». В скором времени намерен продолжить обучение в Академии ГА, получить «высшее». Сегодня здесь мы проходим обучение по техническому обслуживанию воздушного судна – учимся встречать, провожать самолет, заправлять топливом, жидкостями, проверять колеса и тормоза. Дальше – больше, этот курс дает нам право на более сложные работы – участие в работе по замене двигателей, в ремонте электрических частей самолета, элементов управления – их много: это рули высоты, направления, элероны, спойлеры, закрылки и предкрылки. Мечтаю достигнуть более высокого уровня, получить инженерную должность в «Эйр Астане», собираюсь связать свою жизнь с авиакомпанией надолго. Здесь крепкая «социалка», возможность бесплатных перелетов. Мне по душе коллектив нашей смены, нравится работать в команде с такими людьми, как супервайзер Максим Сим, инженер-авионик Роман Лебига. Они прекрасно знают матчасть и умеют передать свои знания и навыки нам. Мы и вне работы общаемся, вместе занимаемся спортом – играем в футбол.

Мужская работа

 Профессия авиамеханика – по-настоящему тяжелый и не всегда благодарный труд. Специалист должен обладать физической выносливостью, большими техническими знаниями и навыками. «Земля» принимает прилетевший борт в любую погоду. В мороз, ливень и ветер первой, кто встречает, и последней, кто провожает крылатую машину с пассажирами и экипажем, является авиационно-инженерная служба. Это целая система в гражданской авиации. Встретить, припарковать, осмотреть, найти возможные внешние повреждения ВС после полета – вмятины, повреждения фар, подтекания масла и жидкостей, порезы на покрышках, целостность всех болтов.

Проверить обтекатель радиолокатора на трещины, сколы. Узнать, в порядке ли датчики наружной температуры, обледенения. Проверить целостность грузового отсека и состояние двигателя, крыльев, оперения и органов управления полетом, шасси. Затем – работа непосредственно на борту ВС. Панели приборов – уровни температуры, давления жидкостей и газов. Мониторинг показателей двигателя – также забота авиатехника. Внимательно изучаются планер, крылья – каждый в бригаде отвечает за свое направление. Авионики, механики, служба интерьера – все за проделанную работу несут ответственность. Список контрольных действий очень длинный, все регламентировано и продумано до мелочей. Чувствуете, сколько всего нужно сделать, чтобы наш с вами полет прошел нормально?

Восемьдесят восемь компьютеров

С недавних пор для авиационно-инженерной службы авиакомпании Air Astana задача во многом стала легче: на территории аэродрома Нур-Султана построен и работает на полную мощность Ангар – так здесь называют Авиационно-технический центр. Раньше подобный был только в Алматы. Но с 2018 года и в столице, славящейся своим суровым климатом, появилась возможность обслуживать воздушные суда и осуществлять ремонты различной сложности в комфорте теплого крытого производственного помещения. Вот уже и соседи – авиакомпании Skat, Qazag Air, зарубежные пассажирские и грузовые авиаперевозчики стали рассчитывать на помощь Air Astana в столичном аэропорту, экономя ресурсы, время и не сбиваясь с расписания.

– Самолет – это хоть и высокотехнологичная, но все же машина, состоящая из «железа»: болтов, гаек, трубопроводов – множества механических частей. И даже надежный, крепкий современный самолет тоже может ломаться, – рассказывает нам ведущий инженер-механик Тимур Кафтаранов. – А знаете, например, сколько основных и дублирующих компьютеров на борту, скажем, вот этого А320? Восемьдесят восемь! Все это необходимо регулярно проверять, дополнять новым программным обеспечением. Именно поэтому Ангар не пустует даже во время пандемии COVID-19. Тимур рассказывает, что хорошо утепленный ангар позволяет вести необходимые работы 24/7 при температуре ниже минус 20 градусов, размещать платформы, стремянки, подводить электричество и жидкости – все то, что необходимо для выполнения работ. Соответственно, позволяет не только делать техобслуживание воздушных судов, но и осуществлять сложные работы. Недавно, к примеру, специалисты центра провели работы по вскрытию топливного бака на А320. Кроме того, с помощью коллег из Алматы выполняли замену двигателя.

Он уверен, что уже в скором времени команда авиамехаников столичного центра сможет осуществить С-чек – самый сложный и дорогостоящий вид ремонта воздушного судна, когда, по образному выражению Тимура Кафтаранова, ВС «потрошат» почти полностью – и собирают лайнер вновь. – Air Astana уже провела один С-чек в Алматы, наши коллеги скоро будут делать второй. На эти и на другие подобные ремонты мы отправляем «за опытом» наших специалистов. Ведь такие сложные многоцелевые работы нужно умело координировать – группы авиамехаников и авиоников не должны мешать работе друг друга. У нас сегодня для проведения С-чек есть все – обученный коллектив, лучшее оборудование, замечательно современное помещение. Нам осталось получить соответствующее разрешение европейских авиационных властей. Кстати, по плану С-чек в Нур-Султане пройдет уже осенью будущего года.

За удобством качество, за качеством надежность

По словам Тимура Кафтаранова, авиационный ангар, построенный по канадскому проекту, был очень нужен авиакомпании Air Astana, которая раньше подобное помещение для ремонта ВС имела только в Алматы.

 

 

– Наличие современного крытого ангара не только укрепило авторитет авиакомпании на международном уровне как самой безопасной в регионе, но и ежедневно экономит нам и партнерским авиакомпаниям большие ресурсы. Меньше простоев, четче расписание, больше надежности и уверенности в своем флоте. Надежность и безопасность складываются из мелочей – не секрет, к примеру, что в авиатопливе есть небольшой процент воды. Это обычное дело, ее нужно вовремя удалять из баков через специальные отверстия. Летом в столице это просто, зимой же, на морозе – понятное дело, трудно. Теперь мы легко решаем эту проблему, загнав самолет в теплый бокс, — отметил Тимур Кафтаранов.

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР в Нур-Султане был построен по канадскому проекту с использованием энергосберегающих технологий. Он позволяет проводить техническое обслуживание даже в условиях самых низких температур. Его площадь составляет 5 556 квадратных метров, что дает возможность проводить ремонт одного авиалайнера Boeing 787 либо одного Airbus A321 и одного Boeing 767 одновременно. Инновационные системы отопления, пожаротушения, LED-система. 67 теплообменников «разгоняют» температуру до 18-20 градусов за 10 минут. В дополнение к ангару, Центр включает в себя офисные помещения для сотрудников авиакомпании, складские помещения, гараж для специальной техники, цеха по ремонту компонентов. Центр очень удобно расположен географически – на стыке Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Это сокращение времени, к примеру, доставки необходимой зачасти для ремонта самолета с тем, чтобы борт быстрее вернулся в строй. В авиакомпании считают, что Центр будет способствовать развитию столицы как крупнейшего авиационного и транзитного хаба в регионе.

Право самостоятельной подписи

… Молодые авиамеханики продолжают занятие на учебном «Аэробусе». Вооружившись специальным планшетом – военного образца, ударопрочным и водостойким – в который закачаны схемы узлов и агрегатов самолета, они переходят к работе в кабине пилота. Сергей Третьяченко, опытный инструктор, отдавший авиации более 35 лет, специально приехал из Алматы, где располагается тренинг-академия «Эйр Астаны», для приема экзаменов у этой группы авиатехников. Он рассказывает нам о том, что сегодня первый практический тренинг, который «Эйр Астана» осуществляет в столице республики – ранее это происходило всегда только в Алматы.

– Такая возможность появилась благодаря новому Авиационно-техническому центру в Нур-Султане, – говорит Сергей, показывая на своды ангара, офисы внутри него, складские помещения для хранения запасных частей. –  Air Astana очень много тратит на безопасность, наши самолеты получают весь объем технического обслуживания, а весь персонал – и пилоты, и бортпроводники, и авиамеханики – проходят постоянное обучение по европейским стандартам. Взять группу ребят, которая сейчас в салоне «Аэробуса» изучает авионику. Они очень грамотные, у них есть будущее в этой сфере. Технически подкованы, дружат с английским, хорошо знают самолет – в данном случае А320, еще в феврале изучили все агрегаты и узлы. В связи с коронавирусом, к сожалению, только сейчас приступили к практике. После этого они сдадут экзамен, пройдут несколько модулей и только потом получат право практической работы. Будут иметь право уже и подписывать некоторые документы.

Специалист подчеркивает, что вершина – это тайп-тренинги, обучение «на тип воздушного судна», когда авиамеханик должен изучить системы эксплуатирующихся «Эйр Астаной» ВС – все, из чего состоит, к примеру, Embraer, какие у него бывают отказы. После этого он проходит практику на воздушном судне, затем – стажировку под руководством более опытных сотрудников. Зачет, допуск, и он может ставить подпись под исправным воздушным судном! Конечно, объясняет специалист, никто не разрешит работать на самолете сразу. По законам РК авиамеханик получит лицензию на самостоятельную работу только через три года, а инженер – через пять лет после начала работы. Только после этого он сможет ставить самостоятельную подпись, выпускать самолет в полет. По ряду сложных работ, объясняет инструктор, производится двойной контроль – к таким, к примеру, относится обслуживание некоторых систем двигателя – ведь здесь неправильное решение одного специалиста, тот самый пресловутой человеческий фактор, может сыграть злую шутку – в полете из строя могут выйти сразу два двигателя.

Романтика авиации

Тимур Кафтаранов, беседуя с нами, особо подчеркнул: железо – железом, а безопасность полетов, которой славится «Эйр Астана» (у авиакомпании – тьфу-тьфу, не было серьезных происшествий за всю историю) создают люди. Прежде всего – авиамеханики, технические инженеры, авионики-электронщики. Он с большой любовью и теплотой отзывается о работниках Авиационно-технического центра, долго перечисляет их имена – все отличные профессионалы, по-настоящему влюбленные в авиацию, умные техники и рукастые мастера. Но всех в рамках одного репортажа не перечислить, попросили назвать самых-самых.

Александр МаричевАлександр Маричев

– В каждой из четырех смен, – рассказывает Тимур Кафтаранов, – есть люди, которые составляют костяк коллектива. Опытнейшие мастера и инженеры, молодежь слушает их с открытым ртом. Это наша гордость, наши ветераны: Ахат Нурмухамбетов, Сергей Тарасов, Андрей Пярин, Сергей Зинченко, Игорь Бакалярик, Мансур Кдрасов, Алексей Свинаренко, Еркебулан Аюпов, Владимир Степаненко, Александр Маричев, Владимир Ильин. С ними нестрашно идти в разведку, на «перрон» в минус 40 или на самый сложный С-чек!

С одним из ветеранов производства нам удалось поговорить. Сергей Тарасов – потомственный авиатехник с большим стажем и колоссальным опытом. Начинал, как и его отец, всю жизнь отдавший авиации, с самолета Ан-2. Потом был весь советский ряд авиалайнеров, «Аны» и «Тушки».

– В 2002 году, узнав, что начала работать новая современная авиакомпания, Air Astana, пошел учиться английскому. Без него никуда сейчас – вся техническая документация иностранных лайнеров на English. Выучил, был принят, потом учился еще и еще – у американских преподавателей. Нынешней молодежи легче – английский учат с пеленок, – говорит заслуженный специалист. – Я уважаю и люблю свою работу. Она очень трудна, но и дает большое удовлетворение. Сейчас, когда построен ангар, можно работать лютой зимой в одной спецовке – вообще нет проблем! Главное – помнить, что ты лично несешь ответственность за множество людей: пассажиров, экипаж самолета. Ты – на первом рубеже безопасности. Знаете, я долго к этому привыкал – каждый раз волновался, перепроверял себя, думал о сделанной работе даже во сне.

Он рассказывает, что, обслуживая самолеты, видел всякое – например, как однажды более двадцати куропаток попало в двигатель, и пришлось менять изогнутые лопатки и даже более сложные элементы авиамотора – все это было в крови и перьях.   На вопрос, что бы он пожелал молодым людям, выбирающим сегодня технические специальности, Сергей Тарасов посоветовал при прочих равных остановить выбор на профессии авиатехника.

– Сфера эта интереснейшая, высокотехнологичная – сегодня все на дисплеях, все компьютеризировано. Самые совре - менные ВС уже оснащены электронным оборудованием, указывающим на кон - кретные отказы и поломки. Не нужно ничего искать – бери и работай. У нас нет текучести – совсем. Прекрасный коллектив, хороший социальный пакет, ясные перспективы роста. В целом, авиация – это романтика, ты выбираешь ее раз и навсегда! Воистину прав был мудрец Конфуций, к высказываниям которого относят известную фразу: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Рэм НИГМАТУЛИН

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: