Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
В 2019 году в АО «НК «Қазақстан темір жолы» начали реализовывать масштабную программу модернизации «Цифровая трансформация». Эта программа является одним из ключевых инструментов реализации стратегии развития КТЖ до 2029 года и направлена на повышение операционной эффективности, повышение стоимости и инвестиционной привлекательности компании.
Срок подачи заявки – 5 минут
«Цифровая трансформация» состоит из 13 стратегических инициатив, включающих 16 проектов и 44 мероприятия. Ряд проектов инициирован акционером – АО «Самрук-Қазына» для обеспечения автоматизированного обмена информацией c фондом, внедрения технологий Big Data, информационной безопасности.
«Одним из проектов является «Внедрение безбумажной технологии оформления перевозочных документов в автоматизированной системе учета Договорная и коммерческая работа во внутриреспубликанском сообщении» (АСУ ДКР). Внедрение безбумажной технологии существенно упростило процедуры для клиентов и оптимизировало бизнес-процессы по оформлению перевозки в грузовых перевозках.
Это дало клиенту возможности в АСУ ДКР заключать договоры на перевозку, подавать электронные заявки для планов, оформлять и раскредитовывать перевозки, оформлять заявки на переадресовку грузов. Клиенту больше не нужно ехать на станцию, чтобы оформить свою перевозку. Главное и единственное условие – наличие устойчивой интернет-связи. В результате значительно сократился срок подачи заявок на переадресовку – с двух дней до одного часа, а также процесс планирования во внутриреспубликанских отправках – с 11 часов до 5 минут» , – отметил управляющий директор – директор филиала ҚТЖ «Центр трансформации бизнеса» Серик Кандыкбаев.
Кроме того, это позволило увеличить процент среднесуточного оформления и раскредитования электронных перевозочных документов по безбумажной технологии во внутриреспубликанском сообщении до 99% к общему числу перевозочных документов. Исключение составляют перевозки опасных грузов.
В одном лишь АО «Казтемiртранс» по результатам 2019 года удалось сэкономить около 10 млн тенге только за счет автоматизации в АСУ ДКР процесса передачи разрешающих телеграмм на погрузку в вагоны. Также за счет автоматизации передачи телеграмм были исключены случаи их подделок, бытовой коррупции (искусственного препона в части своевременного получения услуги клиентами), недополучения прибыли компанией и увеличения дебиторской задолженности клиентов.
«По другому направлению, а именно, проекту «Исключение оборота наличных денег из процесса перевозок грузов», с января 2020 года удалось обеспечить полную прозрачность движения денежных средств ҚТЖ путем перевода расчетов на безналичную технологию через терминальное обслуживание в онлайн-режиме (не выходя из офиса). Также исключена необходимость инкассации денежных средств, что позволило оптимизировать сопутствующие расходы: техническое обслуживание кассовых аппаратов, услуги связи, расходы на специальные бланки и тому подобное», – заявил Серик Кандыкбаев.
Большая экономия
Автоматизация активно внедряется и непосредственно на производстве. Так, в активной фазе реализации находится проект «Центр управления движением поездов».
В рамках проекта на станциях устанавливается дополнительное оборудование (микропроцессорная диспетчерская централизация – МПДЦ), которое позволяет в автоматическом режиме отображать на мониторе у поездного диспетчера реальную ситуацию на станционных путях в режиме реального времени.
По проекту уже достигнуты высокие результаты. Микропроцессорная диспетчерская централизация внедрена на 140 раздельных пунктах, модернизировано оборудование связи в линейно-аппаратных залах, а также внедрены автоматизированные системы контроля подвижного состава и ведения технической документации по всем дистанциям сигнализации и связи.
В августе 2020 года запланировано создание опытного полигона – Центра управления движением поездов и инфраструктурой Западного региона в городе Актобе, который объединит диспетчерские центры пяти отделений дорог (Актобе, Атырау, Мангистау, Уральск, Кызылорда).
По итогам реализации пилота планируется внедрение микропроцессорной диспетчерской централизации и модернизации оборудования аналоговой связи по всей территории железнодорожной инфраструктуры.
«Автоматизация также позволит нам постепенно укрупнять диспетчерские центры с текущего состояния в каждом регионе, на межрегиональные диспетчерские центры с реализацией дистанционного формата управления станциями. Это дает возможность по укрупнению и оптимизации отделений дорог, укрупнению диспетчерских кругов, удлинению плеч безотцепочного движения локомотивов и, соответственно, повышению производительности труда и сокращению затрат на содержание локомотивного парка существующих отделений дорог. Оптимизация численности руководящего состава и административно-управленческого персонала существующих отделений дорог повлечет сокращение расходов на содержание и фонд оплаты труда работников. Прогнозируемый экономический эффект по предварительным расчетам от реализации проекта до 2025 года составит порядка 30 миллиардов тенге», – говорит управляющий директор – директор филиала ҚТЖ «Центр трансформации бизнеса» Серик Кандыкбаев.
Достичь этих показателей вполне реально. К примеру, по итогам реализации Программы трансформации в 2019 году при плане 2,4 млрд тенге, по фактическим данным, чистые выгоды компании составили 9,075 млрд тенге, что в 3,8 раза выше плановых показателей.
Необходимо добавить, что, несмотря на негативные последствия мирового «коронавирусного» кризиса, компания за счет различных способов оптимизации расходов планирует существенно повысить оплату труда своим работникам – как минимум на 35% до 2024 года. Напомним, что АО «НК «ҚТЖ» является крупнейшим работодателем в стране.
Талгат ИСЕНОВ