Главная Новости Вопреки законам рынка: дизтопливо стремительно растет в цене
23 ноября 2022, 08:39 771 Алексей Банцикин

Вопреки законам рынка: дизтопливо стремительно растет в цене

Вопреки законам рынка: дизтопливо стремительно растет в цене

Цены на дизельное топливо выросли на 12%. Зимнее топливо подорожало сразу на 30%, передают «АПК Новости».

Напомним, с марта 2022 ставки акцизов на дизельное топливо при оптовой реализации возросли с 540 тенге до 35 726 тенге за тонну.

Совсем недавно депутаты потребовали от Правительства снизить ставку акциза на дизельное топливо для весенне-полевых и уборочных сельхозработ до прежних пределов.

«Годовая потребность в Казахстане для проведения посевной и уборочной кампании составляет порядка 700 тыс. тонн, соответственно, в виде акциза на дизельное топливо наши сельхозтоваропроизводители, а потом конечный потребитель переплачивают более 24 млрд тенге.

Ни для кого не секрет, что рост стоимости дизельного топлива подстегивает инфляционные процессы и неблагоприятно влияет на всю цепь поставок казахстанских продуктов от поля до прилавка: производство, подработку, переработку, хранение, перевозку. Предлагаем Правительству снизить размер ставки акциза на период весенних и осенних полевых работ до уровня 540 тенге за тонну», - отметили депутаты.

Между тем, по данным Бюро национальной статистики, в октябре цены на дизтопливо выросли более чем на 12% за год. В том числе летнее дизтопливо подешевело на 1,3%, зимнее — напротив, подорожало сразу на 30,7%, сообщает портал Еnergyprom.kz.

Статистики отмечают, что собственное производство топлива в стране растет ежегодно. За январь–октябрь текущего года в стране произвели 4,6 млн тонн дизельного топлива — это почти на 10% больше, чем годом ранее. В 2021 году производство выросло на 6,6% - до 5 млн тонн.

Местные компании обеспечивают спрос на дизтопливо на 99%.

Импорт и экспорт дизельного топлива незначительны: лишь 23,8 тыс. тонн (в 3,9 раза меньше, чем годом ранее) и 60,5 тыс. тонн (в 3,4 раза меньше) соответственно. Реализация на внутреннем рынке составила 3,6 млн тонн — на 10,5% больше, чем годом ранее.

Сильнее всего рост цен на дизельное топливо ощутили жители Актюбинской области: на 28% за год. В тройке антилидеров также оказались Абайская (плюс 25%) и Восточно-Казахстанская (плюс 24,4%) области. Наименьшее годовое удорожание было зарегистрировано в Алматинской области. В Шымкенте, Жамбылской и Жетысуской областях цены остались на уровне октября прошлого года. В Туркестанской области дизтопливо подешевело на 1,8%.

В Мажилисе считают, что низкую эффективность в борьбе с инфляцией показывают уполномоченное на это Министерство торговли и интеграции и местные исполнительные органы. Причины — некачественное планирование, слабая борьба с теневым сектором посредников в АПК и торговле, недостаточная поддержка производителей отечественных продуктов и переработчиков, провальные подходы в информационной политике.

Свою версию резкого подорожания топлива предложил обозреватель интернет-ресурса kolesa.kz

«Зимнее дизтопливо Казахстан закупает в России. Своего у нас нет. И такая высокая цена дизеля, по словам экспертов, возникла в первую очередь, конечно же, из-за подорожания рубля относительно тенге. Годом ранее курс держался в районе 5 или 6 тенге за рубль. Но уже минувшим летом курс подскочил до 9 к 1. Сегодня рубль оценивается в 7.5 тенге. То есть деньги наших северных соседей на 1.5 тенге подешевели, но в формирование стоимости дизтоплива включился следующий фактор — запрет на экспорт топлива с заводов в страны ЕАЭС, введённый россиянами с 10 ноября», - пишет автор.

Ранее предприятия могли поставлять дизель в государства Евразийского экономического союза, в том числе в Казахстан, без уплаты акциза и НДС, что значительно снижало его стоимость. Теперь же отправлять к нам топливо можно только с нефтебаз, с которых государство взимает все платежи. Соответственно, на величину акциза и НДС поднялась закупочная цена. Результат — рост цен в прайсах в Казахстане «на пистолете».

Ограничение экспорта продукции с нефтеперерабатывающих заводов в России будет действовать до 1 января 2023 года, и, возможно, его ещё продлят. Делайте, как говорится, выводы.

Стоит ещё также добавить, что в данное время достаточно туманна судьба договоров о поставках бензина и дизеля из РФ в РК на следующий год. Какие установят цены, пока тоже не известно. А в 2023 году все три казахстанских НПЗ должны будут по очереди закрыться на капитальный ремонт. Таким образом, в стране может образоваться дефицит не только дизеля, но и бензина, которого, как вещали всё последнее время чиновники, у нас якобы хоть залейся.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: