Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Я очень обрадовался, потому что последние годы ее совсем не было видно на наших экранах. А группа, оказывается, живет, дает концерты и записывает альбомы.Группа «JCS» была организована в 1998 году. Поэтому можно сказать, что я вырос на ней. Ее невероятно красивая музыка и романтичные тексты так поразили меня, что я сделал композицию «Жизнь была бы сказкой» музыкальным сопровождением к презентации своей дипломной работы - Сергей ТАРАСОВ.
Сегодня таких групп уже нет. Они слишком отличаются от этих раскрашенных и разодетых мальчиков, исполняющих бодрые песенки из трех бесконечно повторяющихся слов на три аккорда, которые в интервью и тех же трех слов не могут связать. Их собирают продюсеры, дают им песни, раскручивают. Они продукт шоу -бизнеса.
А группа «JSC» – это музыканты. Это люди, которые даже не имея за плечами музыкального образования, столько знают о музыке, сколько не могут дать ни в одной консерватории и умеют то, чему нельзя научить: создавать с помощью звуков образы, выражать мысли и вызывать эмоции.
При всем моем уважении даже к Димашу, он все больше из музыканта превращается в артиста цирка, передавая не эмоции, а демонстрируя возможности звукового аппарата и технологий.
Между шоу-бизнесом и искусством пропасть.
Основатель группы Казбек Спанов, выросший в семье партработника, который по зову партии исколесил половину Казахстана, вырос в особом дворе и доме, в котором жил когда-то Шамши Калдаяков и многие корифеи нашей музыки, живописи, театра, кино. Это были обычные алматинские мальчишки, которые и сегодня, повзрослев и пополнев, остаются такими же.
Они выросли на «Битлз», Стиви Уандере, на гигантах музыки, как их называет Казбек. Им было у кого учиться. Они получили хорошее образование. Казбек закончил строительный. Он архитектор. Как, кстати, многие из русского рока восьмидесятых. Работал и на производстве, и в институте.
Они читали книги. Казбек выучил китайский и даже работал переводчиком. А его друг, рано ушедший великолепный уникальный певец солист группы « Oriental Sound» Саиль Татубаев, окончил Московский лингвистический университет и защитил кандидатскую диссертацию. У них было большое будущее в профессиях. Просто музыку они любили больше.
У них был широкий кругозор, хотя интернета в те времена еще не было.
Сегодня можно вложить миллиарды в образование, построить комфортные школы, напичкать их гаджетами, дать каждому, начиная с детского сада, телефон, поставить перед каждым компьютер, учителей заставить писать с утра до ночи инструкции, как пошагово выполнять задание, но где эти мальчики и девочки будут брать дескрипторы в реальной жизни? Мы готовим поколение, неспособное самостоятельно мыслить без заданного алгоритма. Как воспитать творческое начало, если это поколение не может даже сформулировать правильно запрос в интернете?
Музыканты группы думали, искали, создавали сами.
Казбек рассказывает: «Я долго искал музыкантов единомышленников, но это было нелегким делом, пока я не встретил Виктора Хоменкова, в то время еще очень молодого, но очень яркого пианиста. Я предложил ему сотрудничество и дал ему единственную на тот момент запись с моими идеями. Важная деталь: Телониус Монк, пианист должен играть в стиле Телониуса Монка. Таким образом, Монк объединил нас с Виктором и все пошло потом, как по маслу. Нужен басист - Виктор привел своего друга басиста Валерия Насибуллина. Так втроем мы начали работу над нашим первым альбомом "Not Finished Yet". В течение двух лет мы ходили на студию "Казахфильма" и в холоде и темноте 90-х
Писали никому не нужную музыку. Сумасшедшие люди. Сразу надо сказать, что это был андеграунд, музыка не для слабонервных, так вот все начиналось...
Позже, в хронологическом порядке, к этому «забавному коллективчику» присоединились: Абай Рахышев (лидер-вокал), Ермек Дияров (ударные) и Данияр Макашев (лидер-вокал). В течение этих лет в составе группы произошли большие изменения. На сегодняшний день группа выступает в следующем составе: Казбек Спанов (вокал, гитара), Абай Рахышев (лидер-вокал, ударные), Ардак Залелов (вокал), Улан Карыбаев (клавишные)» ( сайт группы). Данияра Макашева группа потеряла. Он погиб в автокатастрофе и потеря эта было невосполнимой многие годы.
Даже название группы имеет глубокий смысл.
«Название появилось в шутливой обстановке, когда трое человек - я, Виктор Хоменков и Валерий Насибуллин - записывали одну из наших первых работ", - вспоминает Казбек Спанов. - "Что за джаз с китайской спецификой?" - воскликнул тогда я. Спонтанное наблюдение сократили до 3 английских букв. Получилось JCS. Кстати, это не единственное объяснение названия группы. Есть еще один вариант: "джаз с чайной спецификой", которая говорит о любви группы к чаю. Здесь уже игра слов. Заметьте, как красиво западный термин "джаз" наполняется восточными ароматами чая. Столько курьезных моментов возникало, как нас только не называли. И GSM, и ГСМ, и вообще группой на три буквы". Название английское, специфика "китайская", а JCS – наши».
Да, на них повлияли и джаз, и рок, и этническая музыка.
Группа появилась не на пустом месте. На нее повлияла уникальная особая культура Алматы, которая производит неизгладимое впечатление на всех, кто попадает в этот город. Не удивительно, что в Алматы поселили героев своих книг Дина Рубина и Домбровский.
Несмотря на удаленность нашей культурной столицы от Москвы и Петербурга, джаз в Алматы появился еще в пятидесятых. А уже в 1959 году прошлого века в Алма-Ате создали Эстрадный оркестр Казахского радио и Телевидения. И первым дирижером был Валериан Павлович Каретников. В лучшие времена, когда был полный бэнд, в штате работало порядка 45 человек плюс 9 вокалистов. Затем уже, на танцах в Парке панфи-ловцев, появился настоящий джазовый состав, который возглавлял Тахир Ибрагимов –талантливый джазовый барабанщик.
Рассказывают, что когда в Алматы впервые приехали знаменитые «Нью-Йорк джаз репертори», в середине 70-х, то именно в его квартиру на втором этаже набилось столько джазовых звезд, что на квадратный метр в тот момент там их было больше, чем в самой Америке.
Потом возник джаз-клуб, постоянно игрались джазовые концерты, создавались коллективы типа «Бумеранга», «Медео» и другие, не такие знаменитые. («Бумеранг» и «Медео» – детище братьев Ибрагимовых: Тахира и Фархада). Наши музыканты побывали на всех известных в то время джазовых фестивалях необъятной социалистической родины: Ташкент, Днепропетровск, Тбилиси, Москва, Новосибирск, Самарканд и даже Душанбе! Была и заграница – Германия, Финляндия, позже США, Канада и т.д.
Появились свои джазовые школы и в Шымкенте, Караганде.
Начало семидесятых годов –это настоящий всплеск музыки в стиле рок и поп. В то романтическое время также были чрезвычайно популярны именно студенческие группы: «Норды», «Оптимисты», «Искатели». Лидер-гитарист «Нордов» Виктор Калюжин по кличке «Патрон» был тогда знаменит в городе не меньше Ричи Блэкмора или Джимми Пейджа. На слуху у всех была группа «Шалқыма», продолжившая традиции «центровской попсы», позже и команда «Жетыген».
Можно вспомнить еще группу рокеров, игравших на первом этаже ресторана «Алма-Ата», которые исполняли исключительно хард-энд-хэви. В 1986 появился алматинский рок-клуб. А группа «Арай» сформировалась в середине восьмидесятых, затем она трансформировалась в группу «А-Студио» и пошла покорять Союз.
В общем, почва была подготовлена и появилась одна из уникальнейших и ни на кого не похожих групп с хорошей джазовой школой. Почему их песни сразу запоминаются?
Потому что они наполнены какой-то солнечной энергией, как «Я тебя люблю», как «Мой дом», как «Где цветешь ты, роза, в какой дали?».
Один из альбомов называется «Сұлулық». Казбек объясняет свою философию так:
– Красота — это чудо и сказка, это наше видение идеального мира. Это отступающий от нас горизонт, куда нас манит. В природе все с легкой кривизной. Но все мы стремимся походить на что-то более совершенное.
Они не выполняют синхронно танцевальные па. И не выполняли. Они выходят в обычных костюмах, джинсах, рубашках и свитерах и играют. Их не волнует имидж. Они просто играют музыку и этого достаточно, чтобы щемило сердце.
И ты думаешь о том, что «если бы все люди думали о чуде. чуде жизни, любви, разлуки за Земле».
Может быть, это именно то, чего нам сегодня так не хватает?
А о своих мечтах Казбек говорит так:
« Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью домой. Я желаю этого себе и всем, чтобы жизнь так складывалась, чтобы радостно было и дома, и на работе. Это идеал жизни, когда находишь удовлетворение в работе. А оно приходит, когда твое творчество приносит людям свет и радость. Если этого света нет, сколько денег ни заработай, внутри будет разъедать ржавчина, а когда человек идет домой, он несет это с собой. Мужчина в своей жизни играет много ролей: отца, мужа, сына, брата. Добиваться совершенства в этих ролях — долг каждого из нас. Это очень трудно, мы все далеки от совершенства. Но это заставляет двигаться дальше, работать над собой» ( Казах.ру).